Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

проектом судовладельцы Онежского и Кемского уездов. Вторично подал прошение и крестьянин Гунин. Иван Зебек, поведав Качалову о “непонимании” его предшест­ вующим губернатором, также упорно продолжал отстаивать свой проект. Более того, желая чуть “надавить” на губернатора, Зебек уведомил его, что уже договорился с английскими корабелами о по­ стройке нужного парохода. Качалов дал ему довольно уклончивый ответ: “В настоящее время (в начале декабря 1869 г. — Г. П., Р. Д.) я с большим вниманием занимаюсь делом устройства пароходного сообщения в вышеозначенной местности, и положительное мнение о нем могу составить только по объезду приморских уездов губер­ нии и переговорив с поморскими судохозяевами и торговцами. Об­ зор этот я предполагаю начать на днях же, как только установится зимний путь” [9]. Во время объезда приморских уездов Качалов провел 13 янва­ ря 1870 г. совещание в городе Кеми с приглашением авторитетных судовладельцев и рыбопромышленников из Поморья и заполярно­ го “заштатного” города Колы. На этом совещании, имевшем, как показало время, далеко идущие последствия, наиболее состоя­ тельные промышленники — Митрофанов, братья Воронины, Ду- ракин, Норкин, Ракитин, Судовалов, Булыгин, Бебаньев, Долго- бородин, Базарный и Белоусов — подали губернатору прошение с ходатайством о разрешении устроить им “срочное почтовое паро­ ходство” с правительственной субсидией в 15 ООО руб. ежегодно сроком на 10 лет. Губернатор, убедившись в серьезности намерений поморов ор­ ганизовать стабильное пароходное сообщение, прежде всего в рай­ оны традиционного прибрежного рыбного промысла, что отвечало их кровным интересам, поддержал предложение судовладельцев и рыбопромышленников Поморья перед министром финансов в пись­ ме от 17 января 1870 г., сразу после возвращения из Кеми: “При са­ мом моем вступлении в управление губерниею многие судовладель­ цы поморского края обратились ко мне с заявлением о том, что ус­ тройство Зебеком пароходства с правительственной субсидией ги­ бельно подействует на их дела и лишит их последних скудных зара­ ботков... Ныне, подробно рассмотрев обстоятельства этого дела и познакомившись с поморским краем, я решил просить Ваше высо­ копревосходительство дать преимущество местным промышленни­ кам и причины, вынуждающие меня ходатайствовать, в этом смыс­ ле следующие: 1. Пароходное сообщение Архангельска с портами Норвегии, хотя и посредством одного парохода, неминуемо отнимет у помор­ ских судов часть срочных, следовательно, самых ценных грузов; 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz