Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

субсидии. В конечном итоге Сергей Павлович все же убедил в сво­ ейправоте высокое начальство, и проект контракта с Иваном Зебе- ком был отозван из Государственного совета. Наконец в борьбу за организацию регулярных пароходных со­ общений в район мурманских рыбных промыслов активно подклю­ чились судовладельцы и рыбопромышленники из зажиточных кре­ стьян Онежского, Кемского, а затем и Кольского уездов, которые идобились успеха в реализации своих насущных интересов. 7 января 1869 г. вице-директор Департамента торговли и ману­ фактур Н. Ермаков уведомлял архангельского губернатора: “При­ был в С.-Петербург крестьянин Гунин, который в качестве уполно­ моченного от судопромышленников Кемского и Онежского уездов, ходатайствуя об утверждении предполагаемого им Беломорского общества взаимного страхования судов и грузов, с тем вместе про­ сит о предоставлении сему обществу исключительного на 10 лет права содержать пароходство вдоль Мурманского берега” [8]. Гунин предлагал также приобрести пароход, могущий начать рейсы в Белом море с выходом на Мурманское направление, кото­ рый при случае мог бы оказывать помощь судам, терпящим бедст­ вие. Проявлял он заботу и о повышении штурманской практики среди поморских мореходов, предлагая в конце каждой навигации направлять на пароход недавних выпускников шкиперских учебных курсов, которые могли бы совершить на нем дальнее заграничное плавание. Он считал, что подобные “корабельщики будут нужны нашему флоту”, чтобы скорее избавиться от иностранной зависи­ мости в командных кадрах на беломорских судах. Но губернатор С. Гагарин отрицательно отнесся к предложению крестьянина Гу- нина, хотя и написал в донесении, что не следует ущемлять прав жи­ телей Онежского и Кемского уездов. В сложившейся ситуации Министерство финансов проявило инициативу и повторно внесло в Государственный совет проект контракта с либавским шкипером Иваном Зебеком об учреждении морского пароходства на Белом и Баренцевом морях. ПАРОХОДСТВО БЕ З ПАРОХОДОВ В конце мая 1869 г. С. П. Гагарин убыл к новому месту службы, и дело с организацией срочных рейсов приостановилось. Прибыв­ ший ему на смену Николай Александрович Качалой, получивший в свое время морское образование, быстро разобрался в существе во­ проса и вскоре направил в столичные министерства предложения об учреждении срочного морского пароходства на северных морях. Осенью 1869 г. к новому губернатору вновь обратились с тем же 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz