Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

бить возможные от вас меры и старание к образованию в Архан­ гельске частной компании для содержания постоянного пароходст­ ва между нашими северными и норвежскими портами”. А 18 января 1867 г. к губернатору обратился с пространным “Объяснением” архангельский купец Афанасий Булычев, уже во­ семь лет успешно возглавлявший речное пароходство на Северной Двине и давно на личном опыте убедившийся в преимуществах па­ роходов перед парусными судами. Булычев писал: “Потребности постоянных пароходных сообщений между Архангельским и нор­ вежским берегом сознаются здесь давно уже всеми жителями Бело­ морских берегов и составляют весьма насущную потребность в на­ стоящее время. Бесспорно это подтвердит каждый, а в промышлен­ ном классе, встречающем нужду в содействии пароходов, беспрес­ танно слышится жалоба на этот важный недостаток. И сколько лю­ дей и капиталов погибло, может быть, по неполучении скорой по­ мощи, которую по удаленности от населений могли бы оказать только пароходы” [6]. Губернатор Гагарин энергично поддержал архангельского купца. В своем рапорте министру внутренних дел от 14 февраля 1868 г. он проявил подлинно государственный подход к решению давно назрев­ шего вопроса: “Учреждение пароходства на Белом море... послужит на пользу поднятия производительных сил Русского Севера — усло­ вие, которое по важности своего влияния на край уступает место разве только проведению железной дороги с Двины на Вятку” [7]. Несмотря на то, что Иван Зебек просил о выделении правитель­ ственной субсидии в 15 ОООруб. в год, а Афанасий Булычев гораздо более — 28 ОООруб., князь Гагарин всячески поддерживал только А. Булычева, вполне доверяя ему, ибо видел, сколь успешно ведет он коммерческие дела, возглавляя речное пароходство на Северной Двине. Между прочим, в Петербурге к январю 1869 г. был подготовлен и направлен в Государственный совет для рассмотрения проект кон­ тракта на организацию морского пароходства в Архангельске, ко­ торое должен был единолично возглавить Иван Зебек. Гагарин в свою очередь продолжал вести переписку с несколькими заинтере­ сованными министерствами по этому вопросу, убеждая столичных чиновников в опасности передачи такого сложного и ответственно­ го дела, каким является морское пароходство, в руки Зебека. Ак­ тивность и упорство, с которыми Зебек “проталкивал” свой проект на всех уровнях и всеми доступными способами, настораживали многоопытных архангельских чиновников и вызывали опасения, что, став пароходным “монополистом”, тот так же энергично будет “выбивать” из губернской администрации для себя новые льготы и 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz