Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
первый пароход Соловецкого монастыря “Вера”, перевозивший бо гомольцев. Его эффективная работа по быстрой и надежной пере возке больших групп людей вызвала живой интерес во всех слоях местного населения. Летом 1866 г. русский генеральный консул в Христиании стат ский советник Мехелин по просьбе Министерства иностранных дел разбирал жалобы кемских и онежских крестьян на затруднения при ведении ими рыбного промысла в Варангер-фьорде, отделяющем Россию от Норвегии, и возникающие нередко трения с норвежски ми властями. При этом он обстоятельно исследовал условия жизни и быта русских рыбаков. В своем отчете Мехелин пришел к выводу “о пользе учреждения правильного пароходства между Архангельским иНорвежским берегом”. Осенью того же года он опубликовал в га зете “Северная пчела” (№ 262) статью: “О рыбном промысле и тор говле русских в норвежском Финмаркене”, где отстаивал свою мысль: “Правильное пароходное сообщение вдоль берега как сред ство к получению рыболовами быстрых и верных сведений о появ лении рыбы в разных местностях берега оказало бы неисчислимые выгоды русскому рыбному промыслу. С другой стороны, как средст во перевоза почт, товаров и значительного числа пассажиров (меж ду прочим, многих англичан, желающих видеть Север России), паро ходное сообщение между Архангельском, с одной стороны, и Вар- дое и Вадзое в Финмаркене, с другой, оказывается все более и более необходимым. Для начала следовало бы учредить подобную линию сообщения с пожертвованием для сего некоторой суммы из государ ственного фонда; впоследствии же, когда опыт докажет материаль ные выгоды предприятия, тогда может образоваться в Архангельске частное акционерное пароходное общество” [4]. С предложением об организации пароходства на Белом море Мехелин обратился к управляющему Морским министерством гс- нерал-адьютанту Н. Краббе, который ответил, что он “вполне со чувствует мысли об учреждении правильного пароходства между Архангельском и норвежским берегом, но так как учреждение это го пароходства не имеет собственно военно-морского значения, то он не считает себя вправе дать этому делу движение по вверенному ему министерству... В случае, если означенное пароходство устро ится на счет частной инициативы, то он не встретит со своей сторо ныпрепятствия к назначению морских офицеров для командования пароходами этой компании” [5]. В письме директора Департамента сельского хозяйства Нилова, отправленном в декабре 1866 г. губер натору князю Сергею Павловичу Гагарину, говорилось о полной поддержке идеи, высказанной генеральным консулом Мехелиным. Он напоминал, что гснерал-адьютант Н. Краббе “просит употре 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz