Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРОХОДНОГО СООБЩЕНИЯ НЕСОСТОЯВШИЕСЯ УЧРЕДИТЕЛИ “ПРАВИЛЬНОГО ПАРОХОДСТВА” Вопрос об организации постоянных пароходных рейсов из Ар­ хангельска до Северной Норвегии вдоль Мурманского берега возник незадолго до принятия решения о заселении этого безлюдного края. Еще в 1858 г. на Северной Двине было создано небольшое речное па­ роходство с двумя колесными пароходами. Его устроители в том же году предприняли попытку “учредить пароходное сообщение на Бе­ лом море и Северном океане между Архангельском, промышленны­ ми берегами вообще и Норвегией, по крайней мере до Вардегуса” [1]. Однако ходатайство архангельских купцов было отклонено. В 1865 г. либавский шкипер и крупный рыботорговец Иван Зе- бек, промышлявший рыбу на своем пароходе у Мурманского побе­ режья, обратился к архангельскому губернатору с предложением “Учредить пароходное сообщение вдоль Мурманского берега с пра­ вительственной субсидией по 15 ОООруб. в год, ссылаясь при этом на аналогичные условия, в которых работают норвежские срочные ли­ нии. Губернатор ответил Ивану Зебеку, что “хотя он и сознает вели­ кую пользу для всего края от этого сообщения, но не надеется на то, что правительство согласилось бы на какую-либо субсидию” [2]. Получив вежливый отказ, Иван Зебек не оставил своей идеи и в авторитетном журнале “Морской сборник”, издаваемом соответст­ вующим министерством, опубликовал статью, в которой вновь на­ помнил о своем предложении организовать пароходное сообщение вдоль Мурманского берега [3]. Затем энергичный шкипер по всем этим вопросам выступил на одном из заседаний 3-го отделения Вольного экономического общества, где получил полное одобре­ ние своего предложения со стороны председателя отделения Обще­ ства С. С. Лошкарева и других присутствующих. К середине 1860-х гг. большую активность стали проявлять прежде всего кемские и кольские купцы и судохозяева, наиболее за­ интересованные в регулярных рейсах пароходов вдоль Мурманско­ го побережья, близ которого они вели морские промыслы. В нави­ гацию 1862 г. стал совершать регулярные рейсы на Белом море 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz