Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

милея во всем подражать взрослым мужчинам. Хотя, следует отме­ тить, что подражание детей взрослым, в том числе и их алкоголь­ ным обычаям, наблюдалось также в более ранние периоды детства. Уже “6—7-летние трезвые дети, подражая взрослым, обнявшись и пошатываясь, как пьяные, ходят по селу и распевают: Четвертная — мать родная, Полуштоф — отец родной. Половиночка — сестрица, Спроводи меня домой. “Сколько здесь нежности и любви к водке, — отмечает А. Александров — какое вежливое с ней обращение. ... И мысль сверлит мозг, что без водки жить нельзя, и эти же ребята, ухарски заломив шапки и сожалея, оканчивают: Но еще пошли годы-времена, В кабаке не стало ни пива, ни вина” [26]. Если до поездки на Мурман жизнь ребенка проходила под кон­ тролем сохранившейся на Русском Севере большой семьи и в пер­ вую очередь матери, то после она уже была неразрывно связана с жизнедеятельностью промысловой артели. “Здесь, в грязи, без раз­ влечений, без матери и сестры, которые могут пристыдить и удер­ жать, среди нескончаемого разгула, берут первые уроки пьянства 10—12-летние малыши”. Несмотря на то, что практически в каждом поморском селе бы­ ла своя школа, воспитательное влияние ее на детей было невелико; на Мурмане любой, выживший из ума дед, горбатый Терентий или Иван являлся для них гораздо большим авторитетом и воспитате­ лем, “потому больше видал и все знает” [27]. Родители, в большинстве своем, также не поощряли обучения детей в школе: “Научился маленько читать да писать, ну и ладно; нечего попусту время терять”. Для детей уже с 8— 10-летнего возра­ ста в течение всего года находилась работа по хозяйству: зимой пи­ лить и возить дрова, помогать строить избу или карбас, летом — “добывать на хлеб” на Мурманских промыслах. Уже после первой поездки на Мурман многие ребятишки в школу не возвращались. Другие, хотя и посещали школу, но не проявляли уже прежнего ин­ тереса к книгам и заданной учителем задаче: их теперь занимали другие мысли, и они чуть ли не в школе спорили: кто сколько вы­ пил на море водки и кто был пьянее — Ванюха или Федька [28]. На Мурмане же начальные учебные заведения до конца XIX в. практически отсутствовали. Из-за чрезвычайной протяженности и удаленности от транспортных путей этой территории, а также изо­ 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz