Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
без малого 35,8 млн руб.; общая стоимость ее приблизилась к 208 млн. Прокладка железной дороги протяженностью 987 верст заняла в общей сложности 20 месяцев (с марта 1915 г. по ноябрь 1916 г.). В работах принимало участие до 70 тыс. чел. при минимальной меха низации труда. Ценой “исключительного напряжения сил” были до стигнуты невиданные по тем временам темпы прокладки рельсово го пути — в среднем по 52,5 км в месяц; примерно четверть всего пути была проложена в болотистой местности [72]. 617 рабочих умерли во время строительства [73]. * * * В конце XIX — начале XX в. с изоляцией Мурманского побере жья было покончено. Телеграфная, телефонная связь и железная дорога прочно соединили его с внутренними районами России. Сис тематическое научное изучение Кольского полуострова и омываю щих его вод заложило основы успехов будущей эксплуатации при родных ресурсов. Основание в 1916 г. Романова-на-Мурмане стало логическим завершением досоветского освоения “дикого северного края”. В последние месяцы своего существования Российская Империя прочно утвердилась на скалистых берегах Мурмана, омываемых во дами Северного Ледовитого океана. Переведенные сюда на посто янное базирование военные корабли стали выразительным под тверждением “государственного интереса” к Европейскому Северу. Рожденному в муках гражданской войны советскому государству оставалось только по-умному распорядиться имперским наследием и постараться приумножить его...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz