Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

шельцев. Русские, финны, армяне, черкесы, чехи, венгры, немцы, китайцы — вот национальный состав рабочих Мурманской дороги. И немало затруднений представляла эта национальная разношерст­ ность 17-тысячной армии” [67]. Под “затруднениями” понимали страшную нужду рабочих в предметах первой необходимости и жилье, несвоевременную вы­ плату им зарплаты, расовую вражду и религиозные различия. Чехи не хотели жить с немцами. Мусульмане не желали есть мясо убитых на-обыкновенной бойне коров. Соблюдая Рамазан, мусульмане ока­ зывались в трагическом положении и доходили до полного истоще­ ния, не желая есть до захода солнца, поскольку в северных широтах летом солнце не заходило совсем [68]. 5 сентября 1916 г. александровский уездный исправник Рудаков доносил рапортом губернатору Сергею Дмитриевичу Бибикову: “Недостаток в благоустроенных жилищах резко бросается в глаза при наблюдении жизни китайцев, прибывших в значительном чис­ ле на работы. Эти китайцы помещаются в селении Кандалакше и по линии — под досчатыми и жердяными навесами и в будках из шпал. Пища им приготовляется под открытым небом на кострах. Так как китайцы наняты на своих харчах, то они питаются ягодами, недоброкачественными грибами (поганками), морскими водоросля­ ми, которые поедают даже в сыром виде и не гнушаются мясом пад­ ших животных. При таких условиях неудивительно, что заболева­ ния среди помянутых китайцев уже начались, были и смертные слу­ чаи” [69]. Строители спешили: рельсы укладывали прямо на грунт, без от­ сыпки насыпи, только по бокам рыли канавы; мосты строили дере­ вянные. Нарушались и другие технологические нормы. Только по­ сле прокладки всего рельсового пути приступали уже к работам “второй очереди”: деревянные мосты заменялись капитальными с каменными опорами и железобетонными пролетными строениями; отсыпались насыпи и т. д. Рудаков писал Бибикову: “Непрерывное движение поездов между Кандалакшей и Семеновым открылось с половины августа, но так как на большинстве участков полотно еще не устроено и шпалы уложены лишь на жердяной настил, то паровозы и платформы очень часто сходят с рельсов и опрокиды­ ваются” [70]. К 3 ноября 1916 г. укладка сквозного рельсового пути от Пет­ розаводска до Северного Ледовитого океана была закончена [71]. У местечка Пояконды произошла стыковка карельской части до­ роги с кандалакшской. 15 ноября 1916 г. Мурманская железная до­ рога была сдана в эксплуатацию. Сумма всех расходов на строи­ тельство дороги Кандалакша—Мурман к 1 января 1917 г. достигла 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz