Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
шельцев. Русские, финны, армяне, черкесы, чехи, венгры, немцы, китайцы — вот национальный состав рабочих Мурманской дороги. И немало затруднений представляла эта национальная разношерст ность 17-тысячной армии” [67]. Под “затруднениями” понимали страшную нужду рабочих в предметах первой необходимости и жилье, несвоевременную вы плату им зарплаты, расовую вражду и религиозные различия. Чехи не хотели жить с немцами. Мусульмане не желали есть мясо убитых на-обыкновенной бойне коров. Соблюдая Рамазан, мусульмане ока зывались в трагическом положении и доходили до полного истоще ния, не желая есть до захода солнца, поскольку в северных широтах летом солнце не заходило совсем [68]. 5 сентября 1916 г. александровский уездный исправник Рудаков доносил рапортом губернатору Сергею Дмитриевичу Бибикову: “Недостаток в благоустроенных жилищах резко бросается в глаза при наблюдении жизни китайцев, прибывших в значительном чис ле на работы. Эти китайцы помещаются в селении Кандалакше и по линии — под досчатыми и жердяными навесами и в будках из шпал. Пища им приготовляется под открытым небом на кострах. Так как китайцы наняты на своих харчах, то они питаются ягодами, недоброкачественными грибами (поганками), морскими водоросля ми, которые поедают даже в сыром виде и не гнушаются мясом пад ших животных. При таких условиях неудивительно, что заболева ния среди помянутых китайцев уже начались, были и смертные слу чаи” [69]. Строители спешили: рельсы укладывали прямо на грунт, без от сыпки насыпи, только по бокам рыли канавы; мосты строили дере вянные. Нарушались и другие технологические нормы. Только по сле прокладки всего рельсового пути приступали уже к работам “второй очереди”: деревянные мосты заменялись капитальными с каменными опорами и железобетонными пролетными строениями; отсыпались насыпи и т. д. Рудаков писал Бибикову: “Непрерывное движение поездов между Кандалакшей и Семеновым открылось с половины августа, но так как на большинстве участков полотно еще не устроено и шпалы уложены лишь на жердяной настил, то паровозы и платформы очень часто сходят с рельсов и опрокиды ваются” [70]. К 3 ноября 1916 г. укладка сквозного рельсового пути от Пет розаводска до Северного Ледовитого океана была закончена [71]. У местечка Пояконды произошла стыковка карельской части до роги с кандалакшской. 15 ноября 1916 г. Мурманская железная до рога была сдана в эксплуатацию. Сумма всех расходов на строи тельство дороги Кандалакша—Мурман к 1 января 1917 г. достигла 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz