Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
упала на колени и запела “Спаси Господи”, что произвело на нор вежцев потрясающее впечатление [61]. Оставившие ради заработка свой дом и семью рабочие после трудного и непривычного пути по морю прибывали на линию “с уг нетенной психикой”, усталыми и голодными — сказывались “вре менные недостатки отдельных продуктов”, как говорили тогда чи новники [62]. Пресса, выдерживая цензурные ограничения военного времени, в 1915 г. довольно сухо и невыразительно рассказывала о строи тельстве на Мурмане. Недостаток официально распространяемой информации компенсировали противоречивые и обычно мрачные слухи. Читая газеты, трудно было понять, что же собственно проис ходит на Мурмане, и оценить значение происходящего. “Министер ством путей сообщения приступлено к постройке железной дороги на Мурманское побережье, с временным выходом ее в Кольский за лив, где и предполагается устроить временную гавань с тем, чтобы впоследствии железная дорога была продолжена до того пункта, который будет избран для устройства постоянного глубокого пор та. Потому является необходимым производство подробных изыс каний и всестороннее изучение вопроса о выборе наилучшего мес та для устройства такого порта на Мурманском берегу, который обеспечил бы возможность беспрепятственной передачи грузов с морского пути на железнодорожный. Помимо названных изыска ний для глубокого постоянного порта, необходимо продолжить на чатые в 1913 году изыскания в некоторых пунктах Мурманского по бережья, приобретающих в настоящее время все более важное зна чение для судоходства и рыбопромышленности” [63]. Пробное движение поездов на участке Петроград—Сорока от крылось уже в конце ноября 1915 г. К 31 декабря 1915 г. на трассе Кандалакша—Мурман было выполнено только 18 %объема запла нированных работ; денег же израсходовано 15 700 752 руб., или 76 % стоимости строительства по расценочной ведомости [64]. Ра боты “с небывалым размахом” продолжались и в условиях поляр ной ночи, при сильных морозах. В темное время суток рабочие тру дились при свете факелов, так как при постоянных ветрах и снеж ных метелях обычные фонари оказывались непригодными [65]. В июне-августе 1916 г. на стройку прибыли новые партии воен нопленных (в Колу — 1164 чел., в Кандалакшу и Ковду — 4040). Увеличилось и число вольнонаемных. Среди них было много нерус ских рабочих (2 тыс. казахов, более 3 тыс. китайцев, а также тата ры, армяне, черкесы, дагестанцы и др.) [66]. “Странную картину представлял Кольский полуостров... Ла пландия — а лопарей почти нет, стушевались перед массой при 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz