Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

упала на колени и запела “Спаси Господи”, что произвело на нор­ вежцев потрясающее впечатление [61]. Оставившие ради заработка свой дом и семью рабочие после трудного и непривычного пути по морю прибывали на линию “с уг­ нетенной психикой”, усталыми и голодными — сказывались “вре­ менные недостатки отдельных продуктов”, как говорили тогда чи­ новники [62]. Пресса, выдерживая цензурные ограничения военного времени, в 1915 г. довольно сухо и невыразительно рассказывала о строи­ тельстве на Мурмане. Недостаток официально распространяемой информации компенсировали противоречивые и обычно мрачные слухи. Читая газеты, трудно было понять, что же собственно проис­ ходит на Мурмане, и оценить значение происходящего. “Министер­ ством путей сообщения приступлено к постройке железной дороги на Мурманское побережье, с временным выходом ее в Кольский за­ лив, где и предполагается устроить временную гавань с тем, чтобы впоследствии железная дорога была продолжена до того пункта, который будет избран для устройства постоянного глубокого пор­ та. Потому является необходимым производство подробных изыс­ каний и всестороннее изучение вопроса о выборе наилучшего мес­ та для устройства такого порта на Мурманском берегу, который обеспечил бы возможность беспрепятственной передачи грузов с морского пути на железнодорожный. Помимо названных изыска­ ний для глубокого постоянного порта, необходимо продолжить на­ чатые в 1913 году изыскания в некоторых пунктах Мурманского по­ бережья, приобретающих в настоящее время все более важное зна­ чение для судоходства и рыбопромышленности” [63]. Пробное движение поездов на участке Петроград—Сорока от­ крылось уже в конце ноября 1915 г. К 31 декабря 1915 г. на трассе Кандалакша—Мурман было выполнено только 18 %объема запла­ нированных работ; денег же израсходовано 15 700 752 руб., или 76 % стоимости строительства по расценочной ведомости [64]. Ра­ боты “с небывалым размахом” продолжались и в условиях поляр­ ной ночи, при сильных морозах. В темное время суток рабочие тру­ дились при свете факелов, так как при постоянных ветрах и снеж­ ных метелях обычные фонари оказывались непригодными [65]. В июне-августе 1916 г. на стройку прибыли новые партии воен­ нопленных (в Колу — 1164 чел., в Кандалакшу и Ковду — 4040). Увеличилось и число вольнонаемных. Среди них было много нерус­ ских рабочих (2 тыс. казахов, более 3 тыс. китайцев, а также тата­ ры, армяне, черкесы, дагестанцы и др.) [66]. “Странную картину представлял Кольский полуостров... Ла­ пландия — а лопарей почти нет, стушевались перед массой при­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz