Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
Решение о выделении первого кредита на строительство Мур манской железной дороги состоялось 10 февраля 1915 г. [55]. Вско ре по всей многоверстной трассе Мурманской железной дороги раз вернулись грандиозные по своим масштабам работы, для выполне ния которых были привлечены большие людские ресурсы. 18 февраля 1915 г. газета “Северное утро” писала: “С открыти ем военных действий, когда балтийские и южные порты оказались закрытыми для нашей внешней торговли, с особенной остротой встал на очередь вопрос о выходе для России в свободное море, ко торым для России является единственно Ледовитый океан. Только Ледовитый океан и прилегающее к нему Белое море, искони со ставлявшее неотъемлемую собственность русского государства.., станут тем историческим путем, посредством которого... Европей ская Россия будет иметь возможность сносится с внешним миром и поддерживать с ним торговые сношения” [56]. По расчетам инженеров, только для линии Кандалакша—Кола требовалось доставить 1 420 ОООпуд. рельсов и креплений, 150 стре лочных переводов, 13 паровозов и 200 платформ для рабочего дви жения во время строительства, 470 000 шпал, большое количество шанцевого инструмента [57]. Большую часть этих грузов доставили на место суда Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Некоторые из них приходилось специально переоборудовать, как это было, например, при перевозке из Архангельска трехсот сибир ских степных лошадей — “рослых, сильных и здоровых” [58]. Снаб жение другими грузами также осуществлялось через центральный склад в Архангельске, куда они в течение всей навигации доставля лись по водному пути из Вологды и Котласа [59]. Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 г. Рабочие вербовались по вольному найму в средней по лосе России и доставлялись к месту строительства за счет казны. Многих привлекало на Мурманскую стройку то, что работающие там освобождались от службы в армии и, таким образом, не попа дали на фронт. Часть рабочих наняли в Финляндии. Со второй по ловины лета к ним присоединились более двух тысяч военноплен ных [60]. В период замерзания Белого моря доставка людей на Кольский полуостров осуществлялась “кружным путем”, через Финляндию, Швецию и Норвегию. Весь путь занимал одну неделю. Большинство рабочих были уроженцами и жителями централь ных губерний и о “море-окияне” имели представления лишь из дет ских сказок. В одном из норвежских портов огромная толпа тамбов ских и рязанских мужиков, впервые увидевших море с живым чудо- вищем-пароходом, готовым поглотить их и везти в страшную даль, 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz