Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Решение о выделении первого кредита на строительство Мур­ манской железной дороги состоялось 10 февраля 1915 г. [55]. Вско­ ре по всей многоверстной трассе Мурманской железной дороги раз­ вернулись грандиозные по своим масштабам работы, для выполне­ ния которых были привлечены большие людские ресурсы. 18 февраля 1915 г. газета “Северное утро” писала: “С открыти­ ем военных действий, когда балтийские и южные порты оказались закрытыми для нашей внешней торговли, с особенной остротой встал на очередь вопрос о выходе для России в свободное море, ко­ торым для России является единственно Ледовитый океан. Только Ледовитый океан и прилегающее к нему Белое море, искони со­ ставлявшее неотъемлемую собственность русского государства.., станут тем историческим путем, посредством которого... Европей­ ская Россия будет иметь возможность сносится с внешним миром и поддерживать с ним торговые сношения” [56]. По расчетам инженеров, только для линии Кандалакша—Кола требовалось доставить 1 420 ОООпуд. рельсов и креплений, 150 стре­ лочных переводов, 13 паровозов и 200 платформ для рабочего дви­ жения во время строительства, 470 000 шпал, большое количество шанцевого инструмента [57]. Большую часть этих грузов доставили на место суда Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Некоторые из них приходилось специально переоборудовать, как это было, например, при перевозке из Архангельска трехсот сибир­ ских степных лошадей — “рослых, сильных и здоровых” [58]. Снаб­ жение другими грузами также осуществлялось через центральный склад в Архангельске, куда они в течение всей навигации доставля­ лись по водному пути из Вологды и Котласа [59]. Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 г. Рабочие вербовались по вольному найму в средней по­ лосе России и доставлялись к месту строительства за счет казны. Многих привлекало на Мурманскую стройку то, что работающие там освобождались от службы в армии и, таким образом, не попа­ дали на фронт. Часть рабочих наняли в Финляндии. Со второй по­ ловины лета к ним присоединились более двух тысяч военноплен­ ных [60]. В период замерзания Белого моря доставка людей на Кольский полуостров осуществлялась “кружным путем”, через Финляндию, Швецию и Норвегию. Весь путь занимал одну неделю. Большинство рабочих были уроженцами и жителями централь­ ных губерний и о “море-окияне” имели представления лишь из дет­ ских сказок. В одном из норвежских портов огромная толпа тамбов­ ских и рязанских мужиков, впервые увидевших море с живым чудо- вищем-пароходом, готовым поглотить их и везти в страшную даль, 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz