Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

лучение Россией стратегических и военных грузов от союзных госу­ дарств. Осенью 1914 г. на Мурман прибыла “организованная партия техников для производства железнодорожных изысканий” на участ­ ке Александровск—Кола. Им было поручено выяснить пригод­ ность Кольской губы для порта и окончательно определить место “выхода” к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось всего три недели [50]. Вскоре так же спешно начались изыскания на участке Петрозаводск—Кемь, общей протяженнос­ тью в 380 верст. По соглашению между Министерствами путей со­ общения и финансов прокладка железной дороги здесь должна бы­ ла начаться уже зимой [51]. В ноябре в Архангельск приехал инженер Н. Б. Емельянов. Он привез проект строительства железнодорожной ветки, соединив­ шей бы Мурманскую дорогу с железной дорогой Вологда—Архан­ гельск, с выходом ее на станцию Холмогорскую. Проект был под­ готовлен в соответствии с предполагаемым строительством Обь- Беломорской железной дороги, позволившей бы доставлять сибир­ ские и уральские грузы к Архангельскому порту, а в конечном ито­ ге — прямо к Кольскому заливу [52]. В интервью газете “Архангельск” Емельянов рассказал, что принято решение вывести железную дорогу к городу Коле, а затем довести ее строительство до Александровска. Выход железной до­ роги к Териберке и другим пунктам побережья Восточного Мурма­ на инженер посчитал невозможным, ибо в этом случае нужно было бы “пересечь крутые, изрезанные глубокими пропастями, Хибин­ ские горы”. Емельянов высказал убеждение, что не следует закан­ чивать дорогу на Восточном побережье Мурмана: “Для процвета­ ния промысловых районов нет в этом надобности. В Норвегии ж е­ лезная дорога выходит лишь в Нарвике, а все другие цветущие го­ рода — Тромсе, Гаммерфест и другие — возникли и процветают, не имея железной дороги, но имея круглый год сообщение морским путем” [53]. В декабре 1914 г. правительство приняло решение о сооруже­ нии железной дороги от Петрозаводска до Сороки (ныне Бело­ морск — Г. П., Р. Д.). 30 декабря Совет министров признал вопрос о строительстве железной дороги на Мурман “заслуживающим са­ мого серьезного внимания”. 1 января 1915 г. император Николай П, утверждая ассигнования средств на строительство железной дороги Петрозаводск—Сорока, на соответствующем представлении Сове­ та министров сделал следующую приписку: “Считаю безусловно не­ обходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья” [54]. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz