Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
лучение Россией стратегических и военных грузов от союзных госу дарств. Осенью 1914 г. на Мурман прибыла “организованная партия техников для производства железнодорожных изысканий” на участ ке Александровск—Кола. Им было поручено выяснить пригод ность Кольской губы для порта и окончательно определить место “выхода” к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось всего три недели [50]. Вскоре так же спешно начались изыскания на участке Петрозаводск—Кемь, общей протяженнос тью в 380 верст. По соглашению между Министерствами путей со общения и финансов прокладка железной дороги здесь должна бы ла начаться уже зимой [51]. В ноябре в Архангельск приехал инженер Н. Б. Емельянов. Он привез проект строительства железнодорожной ветки, соединив шей бы Мурманскую дорогу с железной дорогой Вологда—Архан гельск, с выходом ее на станцию Холмогорскую. Проект был под готовлен в соответствии с предполагаемым строительством Обь- Беломорской железной дороги, позволившей бы доставлять сибир ские и уральские грузы к Архангельскому порту, а в конечном ито ге — прямо к Кольскому заливу [52]. В интервью газете “Архангельск” Емельянов рассказал, что принято решение вывести железную дорогу к городу Коле, а затем довести ее строительство до Александровска. Выход железной до роги к Териберке и другим пунктам побережья Восточного Мурма на инженер посчитал невозможным, ибо в этом случае нужно было бы “пересечь крутые, изрезанные глубокими пропастями, Хибин ские горы”. Емельянов высказал убеждение, что не следует закан чивать дорогу на Восточном побережье Мурмана: “Для процвета ния промысловых районов нет в этом надобности. В Норвегии ж е лезная дорога выходит лишь в Нарвике, а все другие цветущие го рода — Тромсе, Гаммерфест и другие — возникли и процветают, не имея железной дороги, но имея круглый год сообщение морским путем” [53]. В декабре 1914 г. правительство приняло решение о сооруже нии железной дороги от Петрозаводска до Сороки (ныне Бело морск — Г. П., Р. Д.). 30 декабря Совет министров признал вопрос о строительстве железной дороги на Мурман “заслуживающим са мого серьезного внимания”. 1 января 1915 г. император Николай П, утверждая ассигнования средств на строительство железной дороги Петрозаводск—Сорока, на соответствующем представлении Сове та министров сделал следующую приписку: “Считаю безусловно не обходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья” [54]. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz