Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
ренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличилась бы во много раз и рыбные продукты, представляя собой здоровую и пита тельную пищу, могла бы находить себе обширный сбыт среди насе ления внутренних губерний. Кроме того, железная дорога на Мур манский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного фло та и иметь значение важного стратегического пути” [45]. В 1902 г. вопрос о сооружении дороги С.-Петербург—Петроза водск обсуждался на особом заседании под председательством госу даря. Только тогда было окончательно решено приступить к рабо там. В сметы 1903 и 1904 гг. были внесены кредиты на общую сум му до шести миллионов. Производились соответствующие изыска ния, но дело опять затянулось, и к постройке в 1903 г. приступить не успели. С началом русско-японской войны ассигнования на Петро заводскую линию были обращены “на военные надобности” [46]. В 1912 г. предприниматели В. Савельев и В. Хвацинский обра зовали акционерное общество для сооружения “с гарантией от каз ны” железной дороги Петербург—Петрозаводск, общей протяжен ностью в 265 верст. Однако до начала первой мировой войны доро гу так и не построили. Весной 1914 г. Особое совещание при мини стре финансов, составляя план железнодорожного строительства на ближайшие годы, высказалось за сооружение на Севере России Обь-Урало-Веломорской и Камо-Печерской линий. О прокладке железнодорожного пути на Мурман на совещании не шло даже ре чи [47]. Но нескончаемые “изыскания” на Кольском полуострове продолжались. 6 января 1914 г. газета “Архангельск” среди прочего сообщала: “Министерство путей сообщения разрешило инженеру путей сооб щения Емельянову провести изыскание железнодорожной линии от г. Петрозаводска, через г. Кемь до Александровска на Мурмане или до иного пункта на Мурманском побережье” [48]. 11 января корреспондент “Архангельска” А. Жилинский высту пил со статьей, в которой изложил свою точку зрения на нерешен ный еще вопрос: где должен быть конечный пункт будущей желез ной дороги? Жилинский считал, что таким местом могла бы стать одна из трех бухт, где расположены становища Гаврилово, Порчни- ха и Захребетное [49]. Вступление России в первую мировую войну сделало строитель ство железной дороги на Кольском полуострове и устройство там морского порта на Мурмане неизбежными. Закрытие западных морских портов, блокирование Турцией Дарданелл, “затруднитель ность сношений через Швецию”— все это поставило под угрозу по 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz