Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличилась бы во много раз и рыбные продукты, представляя собой здоровую и пита­ тельную пищу, могла бы находить себе обширный сбыт среди насе­ ления внутренних губерний. Кроме того, железная дорога на Мур­ манский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного фло­ та и иметь значение важного стратегического пути” [45]. В 1902 г. вопрос о сооружении дороги С.-Петербург—Петроза­ водск обсуждался на особом заседании под председательством госу­ даря. Только тогда было окончательно решено приступить к рабо­ там. В сметы 1903 и 1904 гг. были внесены кредиты на общую сум­ му до шести миллионов. Производились соответствующие изыска­ ния, но дело опять затянулось, и к постройке в 1903 г. приступить не успели. С началом русско-японской войны ассигнования на Петро­ заводскую линию были обращены “на военные надобности” [46]. В 1912 г. предприниматели В. Савельев и В. Хвацинский обра­ зовали акционерное общество для сооружения “с гарантией от каз­ ны” железной дороги Петербург—Петрозаводск, общей протяжен­ ностью в 265 верст. Однако до начала первой мировой войны доро­ гу так и не построили. Весной 1914 г. Особое совещание при мини­ стре финансов, составляя план железнодорожного строительства на ближайшие годы, высказалось за сооружение на Севере России Обь-Урало-Веломорской и Камо-Печерской линий. О прокладке железнодорожного пути на Мурман на совещании не шло даже ре­ чи [47]. Но нескончаемые “изыскания” на Кольском полуострове продолжались. 6 января 1914 г. газета “Архангельск” среди прочего сообщала: “Министерство путей сообщения разрешило инженеру путей сооб­ щения Емельянову провести изыскание железнодорожной линии от г. Петрозаводска, через г. Кемь до Александровска на Мурмане или до иного пункта на Мурманском побережье” [48]. 11 января корреспондент “Архангельска” А. Жилинский высту­ пил со статьей, в которой изложил свою точку зрения на нерешен­ ный еще вопрос: где должен быть конечный пункт будущей желез­ ной дороги? Жилинский считал, что таким местом могла бы стать одна из трех бухт, где расположены становища Гаврилово, Порчни- ха и Захребетное [49]. Вступление России в первую мировую войну сделало строитель­ ство железной дороги на Кольском полуострове и устройство там морского порта на Мурмане неизбежными. Закрытие западных морских портов, блокирование Турцией Дарданелл, “затруднитель­ ность сношений через Швецию”— все это поставило под угрозу по­ 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz