Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ные работы проходили на участке Ярославль — Архангельск, так как участок Вологда—Ярославль был сдан в эксплуатацию еще в 1872 г. [40]. 17 ноября 1897 г. в Архангельске был устроен большой празд­ ник по случаю прибытия первого поезда. Улицы заполнили экипа­ жи и толпы гуляющего разночинного люда, на зданиях присутст­ венных мест были вывешаны флаги, играла музыка. “Избранная публика” (городские чиновники, почти все начальники служб новой дороги, иностранные консулы, купечество и др.) получила возмож­ ность совершить непродолжительную поездку в уютных вагонах новейшей конструкции до станции Исакогорка, где в главном зале вокзала были накрыты столы на 300 персон, “роскошно сервиро­ ванные”. После обеда та же публика на поезде вернулись в город и продолжила веселиться на банкете в Коммерческом собрании. Ужинали после танцев, глубоко за полночь; желающим среди про­ чего предлагали мороженое в форме паровоза [41]. Время подтвердило исключительно важное экономическое и стратегическое значение этой дороги для всего Европейского Севе­ ра России. Высказываемые ранее мнения доморощенных радетелей казенного интереса о бесполезности строительства дорог на Севере были убедительно опровергнуты практикой. Их опасения, что “Яро- славско-Архангельская железная дорога будет годна только для пе­ ревозки рябчиков” [42], еще в прошлом веке вызывали улыбку. 4 мая 1895 г. губернатор Энгельгардт получил телеграмму от министра финансов С. Ю. Витте: “Не могу воздержаться, чтобы не порадовать архангельцев вестью, что возлюбленный государь наш соизволил повелеть приступить к сооружению дороги Пермь—Вят­ ка—Котлас” [43]. Летом 1895 г. город Петрозаводск посетил министр путей сооб­ щения князь М. И. Хилков. Он заявил о скором начале работ по по­ стройке железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Пет­ розаводском с перспективой дальнейшей прокладки его на Мурман. “Высочайшее соизволение” на это было получено, но... дело поче­ му-то так и не сдвинулось с места [44]. В 1898 г. широкая колея железной дороги вышла к Котласу. В том, что скоро начнется строительство дороги на Мурман, многие уже не сомневались. Архангельские губернские ведомости писали: “Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащая эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местно­ го населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной дея­ тельности. С открытием прямого постоянного сообщения с внут­ 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz