Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Но с упразднением Мурманской научно-промысловой экспеди­ ции для промыслового телеграфа наступили трудные времена. Пер­ вые сбои в его работе появились осенью 1911 г., когда большинст­ во поморов стали покидать Мурман [32]. “Кончилась экспедиция и промысловые извещения пошатнулись, — писала впоследствии га­ зета “Архангельск”. — Вся организация этого живого промыслово­ коммерческого дела вдруг пошла гулять по всем ведомствам. Сна­ чала коснулась почтово-телеграфного, потом попала в Министер­ ство торговли и промышленности, затем приютилась в Министер­ стве земледелия и так дошла по месту жительства к крестьянскому чиновнику, где, кое как поддерживаясь, уже напрашивается в Мини­ стерство просвещения, не избегая и ведомства православия, так как телеграфные чиновники, ввиду таких скачков, да не получая еще вознаграждения, кроме смелых требований со стороны рыбаков, к делу охладели и сменят их, вероятно, учителя да священники” [33]. С октября 1912 г. промысловый телеграф почти полностью пре­ кратил работу. Вместо него на Мурмане открылась Метеорологи­ ческая служба, подчиненная Министерству торговли и промышлен­ ности, которая, как предполагалось, должна была взять на себя его функции. Увы! Метеорологи вместо того, чтобы оповещать рыба­ ков о надвигающихся штормах, “уносящих в жертву и людей, и сна­ сти, и суда”, аккуратно сообщали по телеграфу только “вчерашнее” состояние погоды [34]. Но даже эта информация сделалась недо­ ступной поморам: ставшие всем привычными бесплатные промыс­ ловые бюллетени исчезли из почтово-телеграфных контор. Вместо своеобразного информационно-аналитического учреждения, каким был промысловый телеграф, на Мурмане остался телеграф в обыч­ ном его понимании. Зато появилось на Севере новое чудо техни­ ки— телефон... 12 октября 1912 г. газета “Архангельск” известила читателей об открытии “для общего пользования” переговорных телефонных пунктов при почтовых учреждениях в Поное, Иокан- ке, Дроздовке, Восточной Лице, Харловке, Рынде, Гаврилове, Те- риберке, Коле, Александровске и Вайда-губе [35]. Ж ЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА История строительства Мурманской железной дороги в 1915— 1916 гг. изучена гораздо лучше, чем темы, рассмотренные выше. Так, уже в 1916 г., почти одновременно с началом функционирова­ ния дороги, вПетрограде вышла книга объемом в 204 страницы под общим названием “К открытию сквозного движения от Петроза­ водска до Северного Ледовитого океана”. В ней подробно рассмат­ 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz