Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
Но с упразднением Мурманской научно-промысловой экспеди ции для промыслового телеграфа наступили трудные времена. Пер вые сбои в его работе появились осенью 1911 г., когда большинст во поморов стали покидать Мурман [32]. “Кончилась экспедиция и промысловые извещения пошатнулись, — писала впоследствии га зета “Архангельск”. — Вся организация этого живого промыслово коммерческого дела вдруг пошла гулять по всем ведомствам. Сна чала коснулась почтово-телеграфного, потом попала в Министер ство торговли и промышленности, затем приютилась в Министер стве земледелия и так дошла по месту жительства к крестьянскому чиновнику, где, кое как поддерживаясь, уже напрашивается в Мини стерство просвещения, не избегая и ведомства православия, так как телеграфные чиновники, ввиду таких скачков, да не получая еще вознаграждения, кроме смелых требований со стороны рыбаков, к делу охладели и сменят их, вероятно, учителя да священники” [33]. С октября 1912 г. промысловый телеграф почти полностью пре кратил работу. Вместо него на Мурмане открылась Метеорологи ческая служба, подчиненная Министерству торговли и промышлен ности, которая, как предполагалось, должна была взять на себя его функции. Увы! Метеорологи вместо того, чтобы оповещать рыба ков о надвигающихся штормах, “уносящих в жертву и людей, и сна сти, и суда”, аккуратно сообщали по телеграфу только “вчерашнее” состояние погоды [34]. Но даже эта информация сделалась недо ступной поморам: ставшие всем привычными бесплатные промыс ловые бюллетени исчезли из почтово-телеграфных контор. Вместо своеобразного информационно-аналитического учреждения, каким был промысловый телеграф, на Мурмане остался телеграф в обыч ном его понимании. Зато появилось на Севере новое чудо техни ки— телефон... 12 октября 1912 г. газета “Архангельск” известила читателей об открытии “для общего пользования” переговорных телефонных пунктов при почтовых учреждениях в Поное, Иокан- ке, Дроздовке, Восточной Лице, Харловке, Рынде, Гаврилове, Те- риберке, Коле, Александровске и Вайда-губе [35]. Ж ЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА История строительства Мурманской железной дороги в 1915— 1916 гг. изучена гораздо лучше, чем темы, рассмотренные выше. Так, уже в 1916 г., почти одновременно с началом функционирова ния дороги, вПетрограде вышла книга объемом в 204 страницы под общим названием “К открытию сквозного движения от Петроза водска до Северного Ледовитого океана”. В ней подробно рассмат 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz