Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
и в следующем году, отдав при этом весьма примечательное распо ряжение: “По отсутствию на Мурманском берегу всякой власти, к которой командируемые чиновники могли бы обратиться в случае явного ослушания или буйства прибывающих туда в значительном количестве промышленников, назначить в распоряжение Амона 4-х полицейских” [38]. В 1866 г., когда в Архангельской губернии вводились должнос ти мировых посредников, она была введена и в бывшем Кольском уезде. Обязанность кольского мирового посредника состояла в уст ройстве, где окажется нужным, волостных правлений, в разборе всех возникающих спорных дел между пришлыми крестьянами и лопарями, в разъяснении им их прав и в наблюдении за “правильно стью” колонизации Мурманского берега и Лапландии. Впоследст вии эти функции перешли к чиновнику по крестьянским делам. В 1869 г. ввиду наплыва большого числа колонистов решено было восстановить должность исправника, которому и был вверен весь Мурманский берег в административном отношении. Полномочия его были значительно расширены: в компетенцию кольского ис правника перешли дела, для исполнения которых в других местнос тях России назначались таможенные и пограничные чиновники. Он же должен был “быть наблюдателем порядка и представителем ис полнительной власти” [39]. В феврале 1883 г. царское правительство вновь сделало Колу уездным центром, и число чиновников на Мурманском побережье, разумеется, увеличилось. С 1886 г. регулярные рейсы вдоль побере жья стал совершать административный пароход “Мурман” (см. со ответствующую главу настоящей работы). Но на росте благососто яния города изменение его статуса никак не отразилось. Достаточ но сказать, что население Колы в 1876 г. составляло всего лишь 686 человек [40]. Дело в том, что на жителей Колы не распространялись льготы, предоставленные другим жителям Мурманского берега в 1876 г. На это обратил внимание в 1893 г. архангельский губернатор А. Эн гельгардт. “Не только административные, но и экономические ин тересы всего Мурмана тесно связаны с г. Колою, как в силу того, что в Коле имеет пребывание вся администрация, так и в силу исто рической привычки, — говорилось в его письме министру финан сов. —Кола состоит в самой тесной экономической связи со всем остальным Мурманом... Кола и Кольский залив... составляют одно неразрывное целое с остальным Мурманским берегом. Искусствен ное разъединение города с Мурманским побережьем самым вред ным образом отражается как на развитии г. Колы, так и на осталь ных колониях Мурмана” [41]. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz