Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
В конце 1883 — начале 1884 года оба китобойных завода “от крыли свои действия”. “Первое Мурманское китобойное и иных промыслов товарище ство” Гебеля имело капитал в 300 тыс. руб. Большую часть средств Гебель получил у гамбургского банкира Понтопедана на довольно тяжелых условиях — под 12 % за лето. “Товарищество” построило на острове в Ура-губе завод для вытопки жира, цех по производст ву клея, казарму на 30 рабочих и подсобные помещения. Для боя китов были куплены два парохода — “Вельда” и “Мурманец”. За шесть промысловых лет “Товарищество” добыло 270 китов и получило дохода 253 223 руб., тогда как на оборудование китолов ства было затрачено 304 206 руб. Ввиду убыточности, предприятие 21 октября 1890 года самоликвидировалось [11]. В последних числах декабря 1890 г. губернская газета поместила короткое “объявле ние” Кольского уездного исправника: “...B становище Ара-губе, на Мурманском берегу, 8 числа апреля 1891 года, с 12 часов дня назна чены публичные торги, аукционным порядком, на продажу принад лежащего Китобойному и иных промыслов товариществу движи мого имущества, находящегося в том становище...” [12]. Еще более плачевной оказалась судьба “Арской китоловной компании”. Учредителем ее считался флигель-адъютант миллио нер Шереметьев, начальник личной охраны Александра 1П. Есть основания полагать, что были задействованы и личные средства брата царя— великого князя Владимира Александровича, который посещал завод в Ара-губе в августе 1885 г. (в память об этом собы тии становище с сомнительным по своему смыслу названием “Ере тики” было переименовано в гордое “Порт-Владимир”). Управле ние компанией было поручено командиру императорской яхты П. П. Андрееву [13]. Неумелая организация промыслов, чрезмерные административ ные издержки явились впоследствии предметом критики и насмешек над высокопоставленными предпринимателями: “Постройка сало топенного завода обошлась в 80 000 рублей, а гуанного — во 120 000 (Знай наших! Свое гуано делать хотели — чем не “заграница”? — особенно если припомнить, что во многих местах наш мужик валит навоз в реки и овраги). Администрация обзавелась двумя парохода ми, купленными в Христиании за 160 000 крон. Пароход “Покров” длиной 80 фут имел машину в 35 сил, а пароход “Елена”— 70 фут, с машиной в 30 сил. Во главе администрации стояли два флотских офицера. Управляющий получал 12 000 рублей в год. Разъезды и со держание относилось на счет хозяев. Администрация пребывала на Мурмане только летом, а на зиму все уезжали в Петербург. (Ну, еще бы! Разве может цензовый моряк расстаться с адмиралтейским шпи 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz