Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Коммерц-коллегия, не пожелавшая своевременно позаботиться об отправке в Архангельск штурмана, решила переложить эту заботу на архангельскую губернскую канцелярию. И началась переписка. Канцелярия сообщила в столицу, что “штурмана отыскивают” и “в народе сего августа 26 публикациею объявлено”, но пока безре­ зультатно. Коммерц-коллегия послала указ “приискать штурмана с прилежным рачением неотменно, не уповая ни на какие отговор­ ки”. Канцелярия невозмутимо ответила, что “штурмана не сыскали и надежды к сысканию не находится, а к отпуску того корабля вре­ мя весьма наступает и ежели от коммерц-коллегии оной штурман по всеконечной мере сего сентября в последних числах прислан не будет, то корабль зимовать будет при порте Архангельском. При этом ненавязчиво сообщалось, что по такому случаю оставшиеся два корабля, поджидающие “Вальфиш” у Кольского острога, оста­ нутся без провианта и, соответственно, тоже не смогут по весне на­ чать бой китов. “Отчего произойдет немалый убыток, — не без злорадства писали архангельские чиновники, — в чем канцелярия и ответствовать будет неповинна, ибо о сыске штурмана прилежное от канцелярии старание было” [4]. В конце концов нужные люди нашлись. Ими оказались штурман Казаков и за подштурмана — ученик Ковалев, присланные в Ар­ хангельск “для описания и сочинения всему Архангельскому порту плана”. Губернская канцелярия, “под страхом смерти”, допросила Казакова и Ковалева и о знании ими штурманского дела вообще, и о том, “могут ли они благополучно (кроме воли божьей) довести до Кольского острога китоловный корабль “Вальфиш”. Удовлетво­ рившись их ответами, Губернская канцелярия постановила: “Ко­ рабль отправить с Казаковым и Ковалевым, а в помощь от всякого несчастного (от чего боже упаси) случая — дать двух человек корм­ щиков российской нации”. Было назначено и вознаграждение штур­ манам: Казакову по 7 руб. в месяц, Ковалеву — по 3 руб. с удержа­ нием из этих денег по 1 коп. с рубля в “гошпитальный капитал”, ко­ торые и предложено было выдать вперед за время с 1 сентября по 1 января 1729 года [5]. Из донесения директора Вернизобера видно, что “Вальфиш” благополучно прибыл в Кольский залив и оставлен на зимовку в бухте, через несколько десятилетий названной “Екатерининской”— в честь императрицы Екатерины П. Весной 1729 г. судно вышло в море для производства китоловного промысла в последний раз. За 1726— 1729 гг. 108 чел. русских и 70 иноземцев, промышляя в Баренцевом море и в районе Шпицбергена на трех судах, смогли поймать всего 4 кита и 5 белых медведей. Результаты деятельности компании оказались такими, что о них даже стыдно вспоминать. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz