Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ния китов идти будет поздно, то идти и ловить моржей и нерпей и прочих морских зверей и рыб”. Снабжен был надлежащей инструк­ цией и “корабельный командир” Шнеккер [2]. Во время промыслов корабли часто получали серьезные по­ вреждения и лишались возможности выходить в океан. Так, из трех кораблей, бывших в распоряжении компании, в 1728 г. два не были отправлены на промыслы. Один был прислан к Архангельскому порту для исправления повреждений (“Вальфиш”), а другой (“Грот- Фишерей”) находился при Кольском остроге, тоже нуждаясь в ис­ правлениях, и ожидал из Архангельска мастеровых людей и припа­ сы. Третий же корабль (“Михаил Архангел”) хотя в том году и был на промыслах, но тоже имел повреждения, для исправления кото­ рых ему и было предписано прямо с промыслов отправиться в Гам­ бург, “где означенный корабль был куплен”. В 1727 г. китоловный корабль “Вальфиш”, находясь в “Грунлан- дии” на промысле, получил “ото льдей” повреждения. Последние были довольно значительны и для исправления их с открытием на­ вигации 1728 г. корабль директором китоловной компании Верни- зобером был отправлен из Кольского острога — главного операци­ онного пункта компании — к Архангельскому порту. На этом ко­ рабле, между прочим, находились командир корабля “Вальфиш” Деланг, командир другого корабля “Грот-Фишерея” Стандар и гар­ пунер Костер. Названные лица были признаны директором Верни- зобером негодными к службе. По отзыву директора оказывалось, что Деланг “дело свое гораздо плохо знает и хотя в Грунландии бы­ вал, но командирскую и штурманскую службу не ведает”, Стандар “своего врученного дела не знает и всегда бывает пьян”, а гарпунер Костер “глазами плох, которые все потерял от своего пьянства” [3]. Губернская канцелярия, куда поступили донесения Вернизобера об отправке к Архангельскому порту корабля “Вальфиш” для ис­ правления повреждений и отзыв о трех вышепоименованных лицах, поручила корабельному мастеру Баженину осмотреть повреждения и сообщить о них комиссарам Казенной сельского промысла конто­ ры Орлову и Крылову, которые и обязывались принять меры к ис­ правлению; а лиц, присланных Вернизобером, постановила за не­ годностью уволить. Отсутствие на Севере в то время морских учебных заведений, готовивших профессиональных моряков, приводило к длительным, подчас бесплодным поискам “ученых штурманов”, без которых ни­ кто не отваживался посылать китобойные суда в холодные воды Арктики. В 1729 г. в Архангельске поиски штурмана “достойного и в сво­ ей должности искусного” на корабль “Вальфиш” велись целое лето. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz