Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

сов дня увидел сигнал о помощи; подойдя к бедствующей шняке, на­ шел ее уже наполовину залитой водой, но за сильным ветром и гро­ мадным волнением людей взять к себе на борт не мог; убавив пару­ сов, подал на шняку буксир, пустил за борт масло для укрощения волнения и благополучно привел ее в становище. Вскоре после это­ го, продолжая крейсерство, около 2-х часов дня увидел на другой шняке сигнал о помощи; подойдя к ней и, воспользовавшись вре­ менным затишьем, снял людей на борт и отбуксировал шняку в ста­ новище; оказалось, что люди уже полторы суток лежали на ярусе в шторме в ожидании тихой погоды, желая брать ярус, но промокшие и голодные, боялись долее оставаться в море, так как к тому же шняка стала давать течь. Снова возвратился в море и продолжал крейсерство до 7 часов вечера, когда с наступлением темноты воз­ вратился в Лодейную на станцию” [22]. За добросовестную и самоотверженную работу по спасению людей и промысловых судов Главное правление Общества спаса­ ния на водах в конце навигации 1904 г. удостоило штурмана кабо­ тажного плавания Олонкина — Серебряной медали; шкипера даль­ него плавания И. П. Ануфриева — “похвальным отзывом 3-й сте­ пени”; матросам обоих спасательных ботов были выданы денеж­ ные награды. В 1905 г. все строения спасательной станции в Рынде перевезли в Екатерининскую гавань, где Александровским городским управ­ лением был отведен участок земли в пять десятин. В следующем го­ ду сборка зданий станции завершилась. К концу 1906 г. близ Тери- берской спасательной станции был сооружен “постоянный стапель” для ремонта и содержания зимой обоих ботов, но стапельные спус­ ки близ уреза воды быстро пришли в негодность. Очистка и покра­ ска их подводной части производилась либо в Варде у норвежских спасателей, либо на частных стапелях Мурманского берега, а ино­ гда и простым килеванием в Екатерининской гавани [23]. * * * Время показало, что решение Комитета для оказания помощи поморам Русского Севера о сооружении двух спасательных станций на Мурманском побережье оказалось верным и дальновидным. Ежегодно во время промыслового сезона боты-крейсера спасали от верной гибели десятки шняк с рыболовами, оказывали им медицин­ скую помощь, обогревали и кормили пострадавших людей. Сами поморы выражали глубокую признательность командам спасатель­ ных ботов и их шкиперам за повседневный опасный труд. Только 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz