Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
ми, стараясь прокладывать курс вдоль берега, по середине этой по лосы, чтобы постоянно иметь в виду промышленников, для чего шкипер и команда держат вахту и постоянно следят как за судами, лежащими на ярусах, так и за идущими под парусами, и в случаях, где требуется помощь, шкипера с командою первым делом должны принять меры к спасению людей, затем стараться спасти судно и снасть, отбуксировывая его, по возможности, в ближайшее стано вище... Во время крейсерства каждый бот должен носить на топе мач ты днем и ночью особый опознавательный треугольный флаг, те- риберский — белый со вшитою в нем красною буквой “Т”, а рын- динский — красный со вшитою белою буквою “Р”... В том случае, если кто-либо из спасенных на бот людей потре бует немедленной медицинской помощи и средства, имеющиеся на боте, окажутся недостаточными, шкиперу предоставляется право оставить крейсерство и идти для своза спасенных к берегу. В про тивном случае спасенные остаются на боте до ближайшего случая захода на станцию. О помощи, оказанной ботом бедствующему суд ну, шкипер требует письменное свидетельство от спасенных и все случаи помощи точно заносит в вахтенный журнал бота, с подроб ным объяснением обстоятельств спасения” [20]. В первую же навигацию 1903 г. обоим ботам-крейсерам хватало работы, особенно в осеннее штормовое время. Так, “Великий князь Александр Михайлович” под командой шкипера В. Олонкина спас от явной гибели четыре промысловых судна с 14 промышленника ми. Кроме того, 22 промысловых судна были отбуксированы в ста новища, “так как промышленники начинают просить помощь толь ко тогда, когда сами они уже начинают терять надежду на благопо лучный приход в становище”. Столь же эффективной оказалась ра бота по спасению людей и промысловых судов и второго спасателя. “Таким образом, — писал Л. Брейтфус, — боты, в первую же нави гацию, блистательно выполнили свою миссию и оправдали свое на значение” [21]. Опыт первого года спасательных работ на море показал, что для многоверстного “промыслового пространства” двух ботов- крейсеров недостаточно: либо нужно сокращать районы плавания для каждого из них, либо строить третью спасательную станцию на Мурманском берегу. Столь же напряженной выдалась работа спасательных ботов и в 1904 г. Вот выписка из вахтенного журнала “Великой княгини Ксе нии Александровны”, который вел шкипер И. П. Ануфриев, за один только день: “18 августа, с рассветом, при ветре от Оста 7—8 баллов вышел в море. Крейсируя около шняк, лежащих на ярусах, в 12 ча 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz