Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

шкипера и приемного покоя — на случай принятия доставленных ботом людей; верхний же — для “жилья” команды бота, преимуще­ ственно в зимнее время. “Каждая станция снабжена мебелью, — писал Брейтфус, — же­ лезными койками с матрацами, посудой, готовым отоплением и ос­ вещением. В первый же год дома снаружи обшиты тесом и окраше­ ны, и вся группа построек каждой станции получила солидный и до­ вольно изящный вид; наружные фасады зданий украшены цветны­ ми щитами с изображением эмблемы Общества спасания на водах и изречениями августейшей покровительницы его. Дома строились по планам архитектора Общества, действительного статского со­ ветника Купинского и под присмотром председателя Архангельско­ го отделения Общества генерал-майора П. И. Васильева, и обо­ шлись Обществу свыше 11 тысяч рублей... (Со временем, кстати, оказалось, что здание спасательной станции в Рынде собрано нека­ чественно, и потому плохо приспособлено для зимовки команды бо­ та-крейсера. — Г. П., Р. Д.). На рейде каждой станции поставлено по прекрасному железному бую, на трех мертвых якорях каждый, отпущенных по высочайшему повелению безвозмездно Морским ведомством и доставленных из Либавы в Александровск на транс­ порте “Бакан”. В Александровске же эти якоря, цепи и буи были приняты на яхту научно-промысловой экспедиции “Андрей Перво­ званный” и развезены с постановкою на места” [19]. В разработанной Обществом инструкции говорилось: “Бот “Ве­ ликая княгиня Ксения Александровна” имеет своею станцией бухту Лодейную в становище Териберке; этой станции, устроенной на ка­ питал ее величества, присваивается имя “Августейшей покрови­ тельницы государыни императрицы Марии Федоровны”. Бот “Ве­ ликий князь Александр Михайлович” имеет свою станцию на ост­ рове Посьет, около становища Рынды; этой станции присвоено имя “Спасательная станция К. Н. и Р. И. Посьет”, так как устроена она на капитал, пожертвованный покойным адмиралом Посьетом. Вес­ ною, а именно с 1 апреля и до начала промысла на Восточном Мур- мане, бот, стационирующий в Рынде, откомандировывается на За­ падный берег, имея своею якорною стоянкою Вайда-губу (на Рыба­ чьем полуострове — Г. П., Р. Д.), и крейсирует от становища Ворье- ма до Цып-Наволока. Териберский стационер в это время соверша­ ет крейсерство между становищами Гаврилово и маяком Цып-На- волок. Во время летнего промысла — териберский стационер крейси­ рует от Гаврилова до Восточной Лицы. Ботам вменяется в непре­ менную обязанность, особенно в штормовую погоду, постоянно держаться в море, лавируя в полосе, занятой промысловыми суда­ 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz