Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
шкипера и приемного покоя — на случай принятия доставленных ботом людей; верхний же — для “жилья” команды бота, преимуще ственно в зимнее время. “Каждая станция снабжена мебелью, — писал Брейтфус, — же лезными койками с матрацами, посудой, готовым отоплением и ос вещением. В первый же год дома снаружи обшиты тесом и окраше ны, и вся группа построек каждой станции получила солидный и до вольно изящный вид; наружные фасады зданий украшены цветны ми щитами с изображением эмблемы Общества спасания на водах и изречениями августейшей покровительницы его. Дома строились по планам архитектора Общества, действительного статского со ветника Купинского и под присмотром председателя Архангельско го отделения Общества генерал-майора П. И. Васильева, и обо шлись Обществу свыше 11 тысяч рублей... (Со временем, кстати, оказалось, что здание спасательной станции в Рынде собрано нека чественно, и потому плохо приспособлено для зимовки команды бо та-крейсера. — Г. П., Р. Д.). На рейде каждой станции поставлено по прекрасному железному бую, на трех мертвых якорях каждый, отпущенных по высочайшему повелению безвозмездно Морским ведомством и доставленных из Либавы в Александровск на транс порте “Бакан”. В Александровске же эти якоря, цепи и буи были приняты на яхту научно-промысловой экспедиции “Андрей Перво званный” и развезены с постановкою на места” [19]. В разработанной Обществом инструкции говорилось: “Бот “Ве ликая княгиня Ксения Александровна” имеет своею станцией бухту Лодейную в становище Териберке; этой станции, устроенной на ка питал ее величества, присваивается имя “Августейшей покрови тельницы государыни императрицы Марии Федоровны”. Бот “Ве ликий князь Александр Михайлович” имеет свою станцию на ост рове Посьет, около становища Рынды; этой станции присвоено имя “Спасательная станция К. Н. и Р. И. Посьет”, так как устроена она на капитал, пожертвованный покойным адмиралом Посьетом. Вес ною, а именно с 1 апреля и до начала промысла на Восточном Мур- мане, бот, стационирующий в Рынде, откомандировывается на За падный берег, имея своею якорною стоянкою Вайда-губу (на Рыба чьем полуострове — Г. П., Р. Д.), и крейсирует от становища Ворье- ма до Цып-Наволока. Териберский стационер в это время соверша ет крейсерство между становищами Гаврилово и маяком Цып-На- волок. Во время летнего промысла — териберский стационер крейси рует от Гаврилова до Восточной Лицы. Ботам вменяется в непре менную обязанность, особенно в штормовую погоду, постоянно держаться в море, лавируя в полосе, занятой промысловыми суда 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz