Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

шел 21 мая 1876 г. при огромном стечении народа и пушечном са­ люте орудий, установленных на Моисееве острове. На рейде спаса­ тельное судно приветствовала целая гребная флотилия, выстроив­ шаяся двумя линиями “из портовых и таможенных судов” [17]. Све­ дения о нем, которыми располагают авторы, отрывочны и противо­ речивы. По всей видимости, “Великий князь Константин” не оправ­ дал надежд, которые возлагали на него северяне. По-настоящему же эффективной деятельность спасателей ста­ ла лишь в начале XX в. 25 января 1902 г. правление Общества спа­ сения на водах приняло решение об открытии “в нынешнем же го­ ду” двух станций на восточной стороне Мурманского берега: в Териберке (бухта Лодейная) и в Рынде (на острове Могильном, впоследствии переименованном в остров Посьета). При станциях должны были базироваться спасательные боты-крейсеры. В мае 1902 г. представители Общества спасения на водах зака­ зали норвежцу Колину Арчеру, прославившемуся благодаря созда­ нию знаменитого “Фрама” для экспедиции Ф. Нансена, два одинако­ вых спасательных бота общей стоимостью в 18,5 тысяч рублей. По­ сле завершения постройки и ходовых испытаний боты в начале 1903 г. прибыли в Александровск. В пути они показали себя как нельзя лучше: хорошо слушались руля, легко поворачивались под парусами, не зарывались в волну и не принимали воды на палубу. Один из ботов попал в жесточайший шторм во время которого он, по утверждению шкипера, перевернулся, но за счет балласта тут же восстановил устойчивость. Боты-крейсеры получили названия “Великая княгиня Ксения Александровна” и “Великий князь Александр Михайлович” (впос­ ледствии просто “Ксения” и “Александр Михайлович”). Каждый из них представлял собой килевой двухмачтовый парусник. Почти весь набор корпуса был выполнен из дуба, а киль — из американ­ ской сосны, наружная обшивка толщиной 60 мм была из дуба, а вну­ тренняя — из сосновых досок толщиной 38 мм. Он разделялся че­ тырьмя водонепроницаемыми переборками с плотно запиравшими­ ся дверями, между которыми располагались жилые помещения. На палубе на дубовом основании имелась пушка для выстреливания линя. Снаружи корпус выше ватерлинии был выкрашен в белый цвет. Команда состояла из шкипера и четырех матросов. Фактиче­ ски же один из матросов, числившихся на судне, всегда оставался на берегу сторожить станцию [18]. Строительство обеих станций завершилось в том же 1903 г. Каждая из них имела по большому 2-этажному дому с баней при нем, хлевом для коровы и крытым навесом для шлюпок и “спаса­ тельного имущества”. Нижний этаж предназначался для квартиры 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz