Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

шторм. До 25 судов были выброшены на берег и потерпели полное крушение; на некоторых из них погибла и часть экипажа [12]. Справедливости ради отметим, что в ряде случаев поморы сами были виновны в гибели своих судов. Вот что писал признанный зна­ ток северного судостроения и мореплавания П. Богословский: “Промышленники, идущие в море на промыслы или по торговым делам в Норвегию часто имеют весьма нерассчитанный запас пищи, ибо взяв у хозяина вперед часть денежной платы, которая бывает от 20 до 30 руб. серебром в лето, они большую половину ее прогу­ ливают еще на месте, а на остальную едва в состоянии бывают ку­ пить хотя небольшой запас пищи, отчего иногда и живут без хлеба, питаясь одною треской. По той же причине не в состоянии бывают завести себе хорошей теплой одежды... Надо видеть их корабли, слепленные на живую руку, худо вооруженные, ...чтобы судить об отважности и всей опасности их плаваний” [13]. Число поморов, получавших специальное морское образование, было незначительным; в плавания отправлялись плохо экипирован­ ные и “неученые крестьяне, не имеющие никакого понятия о мате­ матических инструментах, необходимых для определения места, да­ же без лот-линя и часов.., руководствуясь одним компасом и собст­ венного чертежа незамысловатою ландкартою” [14]. При плавани­ ях вдоль Мурманского берега они нередко обходились даже без компаса; необходимыми считались “только 4 вещи: якорь, пресная вода, смоляник (сухой смолистый лес, собираемый на берегу моря— Г. П., Р. Д.) и топор”, остальное считалось неважным [15]. Удивительную приверженность поморы демонстрировали к су­ дам традиционных типов — шнякам, лодьям и т. п. Между тем, в конце XIX и особенно в начале XX в. на норвежских судах, ведущих промыслы бок о бог с русскими, не редкостью были уже паровые двигатели. К началу первой мировой войны появление в Финнмар- ке “русского помора на том судне, которое... в Норвегии можно встретить только в музее”, вызывало у местных жителей хохот [16]. Конечно, среди россиян были опытные, авторитетные промыш­ ленники, снаряжение судов которых не уступало их иностранным коллегам. Однако такие судохозяева были крайне немногочислен­ ны. Убогое снаряжение поморских судов было скорее правилом, а не исключением. 16 августа 1875 г. в Архангельске произошла закладка первого на Севере специального спасательного судна, получившего назва­ ние “Великий князь Константин”. Строительство его доверили са­ мому именитому крестьянскому мастеру того времени из Поморья Якову Антонову (Горносталеву). Корпус набирался из лучшей лист­ венницы. Торжественный спуск на воду “бота-крейсера” произо­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz