Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
шторм. До 25 судов были выброшены на берег и потерпели полное крушение; на некоторых из них погибла и часть экипажа [12]. Справедливости ради отметим, что в ряде случаев поморы сами были виновны в гибели своих судов. Вот что писал признанный зна ток северного судостроения и мореплавания П. Богословский: “Промышленники, идущие в море на промыслы или по торговым делам в Норвегию часто имеют весьма нерассчитанный запас пищи, ибо взяв у хозяина вперед часть денежной платы, которая бывает от 20 до 30 руб. серебром в лето, они большую половину ее прогу ливают еще на месте, а на остальную едва в состоянии бывают ку пить хотя небольшой запас пищи, отчего иногда и живут без хлеба, питаясь одною треской. По той же причине не в состоянии бывают завести себе хорошей теплой одежды... Надо видеть их корабли, слепленные на живую руку, худо вооруженные, ...чтобы судить об отважности и всей опасности их плаваний” [13]. Число поморов, получавших специальное морское образование, было незначительным; в плавания отправлялись плохо экипирован ные и “неученые крестьяне, не имеющие никакого понятия о мате матических инструментах, необходимых для определения места, да же без лот-линя и часов.., руководствуясь одним компасом и собст венного чертежа незамысловатою ландкартою” [14]. При плавани ях вдоль Мурманского берега они нередко обходились даже без компаса; необходимыми считались “только 4 вещи: якорь, пресная вода, смоляник (сухой смолистый лес, собираемый на берегу моря— Г. П., Р. Д.) и топор”, остальное считалось неважным [15]. Удивительную приверженность поморы демонстрировали к су дам традиционных типов — шнякам, лодьям и т. п. Между тем, в конце XIX и особенно в начале XX в. на норвежских судах, ведущих промыслы бок о бог с русскими, не редкостью были уже паровые двигатели. К началу первой мировой войны появление в Финнмар- ке “русского помора на том судне, которое... в Норвегии можно встретить только в музее”, вызывало у местных жителей хохот [16]. Конечно, среди россиян были опытные, авторитетные промыш ленники, снаряжение судов которых не уступало их иностранным коллегам. Однако такие судохозяева были крайне немногочислен ны. Убогое снаряжение поморских судов было скорее правилом, а не исключением. 16 августа 1875 г. в Архангельске произошла закладка первого на Севере специального спасательного судна, получившего назва ние “Великий князь Константин”. Строительство его доверили са мому именитому крестьянскому мастеру того времени из Поморья Якову Антонову (Горносталеву). Корпус набирался из лучшей лист венницы. Торжественный спуск на воду “бота-крейсера” произо 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz