Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
По всей губернии стали проводиться “кружечные сборы” на со держание спасательных станций и оказание помощи пострадавшим при гибели судов. Деньги жертвовали чиновники, купцы, судохозя- ева, крестьяне, послушники северных монастырей; особенно чутко откликнулось прибрежное население, занимавшееся мореходством. Нередко устраивались благотворительные вечера, разного рода ло тереи, сбор от которых шел в пользу Общества подаяния помощи при кораблекрушениях. В связи с открытием первых пароходных рейсов Беломорско- Мурманского срочного пароходства вдоль Кольского побережья командир Архангельского порта JL Ухтомский в июле 1871 г. уве домил губернатора, что Морское министерство отпустило “из нали чия Артиллерийской части Кронштадтского порта” 5 медных фаль- конетов для размещения их у береговых “спасательных изб” с це лью подачи “предупредительных для мореплавателей сигналов, ка ковые орудия с зарядами и принадлежностями” были переданы на Святоносский маяк. В ту же навигацию фальконеты были развезе ны по маякам и береговым избам с взятием подписок об их сохран ности. К середине 80-х гг. на Мурманском берегу имелось уже три спа сательные избы “для приюта экипажей, потерпевших кораблекру шения”, построенные на мысе Сергиевском, близ Кольского зали ва, острове Кильдине и около Семи Островов. Караульных же при избах не было, запас дров со времени постройки не пополнялся, а потому судовые команды, останавливавшиеся в них для отдыха, разбирали крыши, лавки, сени и жгли их в печках [9]. В 1896 г. Общество подаяния помощи при кораблекрушениях учредило при фактории братьев Мерзлютиных в Териберке, в бух те Лодейной, спасательную станцию, “снабдив ее отличной метал лической шлюпкой системы Френсиса”. Однако станция эта не име ла успеха, так как шлюпка по своим малым размерениям не могла поддерживать продолжительного крейсерства в море, да к тому же для нее не полагалось особой команды” [10]. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА И СТАНЦИИ Каждый год на Мурмане происходили крушения поморских су дов, очень часто с человеческими жертвами. Кольский уездный ис правник Смирнов отмечал, что в навигацию 1885 г. здесь погибло 17 шняк, 3 шхуны, 2 раныпины, один иностранный китобойный па роход; “утонуло при этом 20 человек” [11]. Навигация 1894 г. для многих поморов закончилась тяжелым ударом: в начале сентября возвращавшиеся из Норвегии и с Мурмана суда попали в сильный 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz