Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

По всей губернии стали проводиться “кружечные сборы” на со­ держание спасательных станций и оказание помощи пострадавшим при гибели судов. Деньги жертвовали чиновники, купцы, судохозя- ева, крестьяне, послушники северных монастырей; особенно чутко откликнулось прибрежное население, занимавшееся мореходством. Нередко устраивались благотворительные вечера, разного рода ло­ тереи, сбор от которых шел в пользу Общества подаяния помощи при кораблекрушениях. В связи с открытием первых пароходных рейсов Беломорско- Мурманского срочного пароходства вдоль Кольского побережья командир Архангельского порта JL Ухтомский в июле 1871 г. уве­ домил губернатора, что Морское министерство отпустило “из нали­ чия Артиллерийской части Кронштадтского порта” 5 медных фаль- конетов для размещения их у береговых “спасательных изб” с це­ лью подачи “предупредительных для мореплавателей сигналов, ка­ ковые орудия с зарядами и принадлежностями” были переданы на Святоносский маяк. В ту же навигацию фальконеты были развезе­ ны по маякам и береговым избам с взятием подписок об их сохран­ ности. К середине 80-х гг. на Мурманском берегу имелось уже три спа­ сательные избы “для приюта экипажей, потерпевших кораблекру­ шения”, построенные на мысе Сергиевском, близ Кольского зали­ ва, острове Кильдине и около Семи Островов. Караульных же при избах не было, запас дров со времени постройки не пополнялся, а потому судовые команды, останавливавшиеся в них для отдыха, разбирали крыши, лавки, сени и жгли их в печках [9]. В 1896 г. Общество подаяния помощи при кораблекрушениях учредило при фактории братьев Мерзлютиных в Териберке, в бух­ те Лодейной, спасательную станцию, “снабдив ее отличной метал­ лической шлюпкой системы Френсиса”. Однако станция эта не име­ ла успеха, так как шлюпка по своим малым размерениям не могла поддерживать продолжительного крейсерства в море, да к тому же для нее не полагалось особой команды” [10]. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА И СТАНЦИИ Каждый год на Мурмане происходили крушения поморских су­ дов, очень часто с человеческими жертвами. Кольский уездный ис­ правник Смирнов отмечал, что в навигацию 1885 г. здесь погибло 17 шняк, 3 шхуны, 2 раныпины, один иностранный китобойный па­ роход; “утонуло при этом 20 человек” [11]. Навигация 1894 г. для многих поморов закончилась тяжелым ударом: в начале сентября возвращавшиеся из Норвегии и с Мурмана суда попали в сильный 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz