Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
рохода, так как прямое назначение его — это поддержание порядка при мурманских промыслах и оказывать помощь и защиту русским промышленникам. А этого можно достигнуть только при надлежа щем режиме на пароходе и при уверенности команды, что всякое нарушение с ее стороны дисциплины будет наказано по всей стро гости закона” [26]. Чем закончилось это ходатайство — из архивного дела не видно. Мы же должны отметить, что в сложившейся ситуации был определенно виноват и командир, не сумевший вовремя заметить “дурного поведения бродячих людей”, из которых он подбирал себе команду. Для наведения порядка среди судового экипажа команди рами “Мурмана” стали назначать старших офицеров флота. В фев рале того же 1903 г. им стал капитал 1-го ранга Постельников, а уже в сентябре его сменил капитан 2-го ранга Помарнацкий. Косвенные данные указывают на то, что пьяниц и бродяг удалось все-таки разо гнать, а на их место определить серьезных кемских крестьян. С осени 1905 г. командиром “Мурмана” стал опытный капитан торгового флота, капитан 1-го разряда Андрей Максимович Падо- рин, о котором александровский уездный исправник отзывался так: “...по своему поведению и нравственным качествам стоит выше всяких похвал” [27]. Этот человек пользовался заслуженным авто ритетом не только у экипажа судна, но и у всего прибрежного насе ления Мурманского берега. С приходом Андрея Максимовича все изменилось в лучшую сторону. В своем первом отчете он с удовлетворением писал: “В ко манде, в основном — кемские крестьяне, служащие по 3—4 года. За время командования судном не было случая неповиновения; ребята почти все трезвые, скромные и беспрекословно исполняющие все возложенные на них обязанности” [28]. Видимо, сказывался боль шой жизненный опыт самого капитана-помора и умение его разби раться в людях. А. М. Падорин командовал “Мурманом” более де сяти лет. В областном архиве сохранился отчет А. Падорина о плаваниях “Мурмана” в навигацию 1914 г. “За отчетную кампанию, — писал Падорин, — вся деятельность парохода “Мурман” прошла на реке Северной Двине, исключая одной поездки в Онежский залив для осмотра затопленных в прошлом, 1914 году, на Онежском баре двух немецких пароходов, и заключалась в поездках местной админист рации, перевозке раненых и эмигрантов; причем раненых было пе ревезено с вокзала в город 1682 человека и эмигрантов с Бакарицы в город 658 человек... 30 сентября, вечером, идя от Соборной пристани к вокзалу, “Мурман” у железнодорожной пристани с полного хода задел ка 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz