Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
В качестве примера приведем отрывок из ходатайства команди ра “Мурмана” перед губернатором о поощрении помощника меха ника Матвея Павлова от 1897 г.: “Как помощник механика он неза меним, прекрасно понимает машину.., крайне любознательный и сведущ. До поступления на пароход кончил ученье на подмастерье у золотых и серебряных дел мастера, а затем с успехом усовершен ствовался в мастерстве слесарном, котельном, токарном настолько, что сделал собственноручно, при механических средствах мастер ской административного парохода, малую железную судовую мо дель и приводил ее в движение при помощи винта и пара, разведен ного в модели — котле”. Павлов был представлен к награждению Серебряной медалью с надписью “За усердие” для ношения на груди на Станиславской лен те. Такие же медали получили еще пять членов экипажа. Однако через год обстановка на судне резко изменилась. Отбыл вАрхангельск “по сложившимся домашним обстоятельствам” Мат вей Павлов. За ним потянулись и другие члены команды, прослу жившие по 15—16 лет. На судно пришли новые люди. В феврале 1903 г. вице-губернатор направил письмо председателю Архангель ского окружного суда, в котором говорилось следующее: “Коман дир административного парохода “Мурман” донес г. губернатору о нескольких случаях неповиновения и своеволия, допущенных в те чение 1902 года некоторыми матросами и кочегарами этого паро хода. Команда состоит из 13 человек, из коих только четверо слу жат давно и ведут себя безупречно, а остальные 9 человек состав ляют переменный состав и набираются ежегодно из пришлого, бро дячего элемента. Это — все люди пьющие, дурного поведения, а главное, не признающие власти, порядка и условий, заключаемых с пароходом. В минувшую навигацию все эти люди были наняты в Архангельске и с первых же дней стали заявлять себя с нехорошей стороны. При приходе же в Архангельск они окончательно вышли из повиновения; их нельзя было отпускать для работ вне судна, по тому что они непременно напивались и бросали работу. Один из них даже оскорбил словесно штурмана, а другой угрожал насилием ко мандиру. О всех случаях неповиновения и своеволия, оказанных ими, командир подал жалобу Александровскому мировому судье, который самого крупного виновного приговорил к месячному аре сту при полиции, а о других лицах разбирать дела отказался по той причине, что будто бы не имеет времени... Таким образом, винов ные не могли быть наказаны по закону и избегли суда. При таком отношении судебной власти к провинившимся из команды не может быть поддержан престиж пароходного начальства... А между тем это для парохода “Мурман” необходимо более чем для другого па 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz