Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

В качестве примера приведем отрывок из ходатайства команди­ ра “Мурмана” перед губернатором о поощрении помощника меха­ ника Матвея Павлова от 1897 г.: “Как помощник механика он неза­ меним, прекрасно понимает машину.., крайне любознательный и сведущ. До поступления на пароход кончил ученье на подмастерье у золотых и серебряных дел мастера, а затем с успехом усовершен­ ствовался в мастерстве слесарном, котельном, токарном настолько, что сделал собственноручно, при механических средствах мастер­ ской административного парохода, малую железную судовую мо­ дель и приводил ее в движение при помощи винта и пара, разведен­ ного в модели — котле”. Павлов был представлен к награждению Серебряной медалью с надписью “За усердие” для ношения на груди на Станиславской лен­ те. Такие же медали получили еще пять членов экипажа. Однако через год обстановка на судне резко изменилась. Отбыл вАрхангельск “по сложившимся домашним обстоятельствам” Мат­ вей Павлов. За ним потянулись и другие члены команды, прослу­ жившие по 15—16 лет. На судно пришли новые люди. В феврале 1903 г. вице-губернатор направил письмо председателю Архангель­ ского окружного суда, в котором говорилось следующее: “Коман­ дир административного парохода “Мурман” донес г. губернатору о нескольких случаях неповиновения и своеволия, допущенных в те­ чение 1902 года некоторыми матросами и кочегарами этого паро­ хода. Команда состоит из 13 человек, из коих только четверо слу­ жат давно и ведут себя безупречно, а остальные 9 человек состав­ ляют переменный состав и набираются ежегодно из пришлого, бро­ дячего элемента. Это — все люди пьющие, дурного поведения, а главное, не признающие власти, порядка и условий, заключаемых с пароходом. В минувшую навигацию все эти люди были наняты в Архангельске и с первых же дней стали заявлять себя с нехорошей стороны. При приходе же в Архангельск они окончательно вышли из повиновения; их нельзя было отпускать для работ вне судна, по­ тому что они непременно напивались и бросали работу. Один из них даже оскорбил словесно штурмана, а другой угрожал насилием ко­ мандиру. О всех случаях неповиновения и своеволия, оказанных ими, командир подал жалобу Александровскому мировому судье, который самого крупного виновного приговорил к месячному аре­ сту при полиции, а о других лицах разбирать дела отказался по той причине, что будто бы не имеет времени... Таким образом, винов­ ные не могли быть наказаны по закону и избегли суда. При таком отношении судебной власти к провинившимся из команды не может быть поддержан престиж пароходного начальства... А между тем это для парохода “Мурман” необходимо более чем для другого па­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz