Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ниями, по всем правилам гребного искусства, наглядно доказыва­ ли, что военная выправка и морское учение не пренебрегаются на казенном пароходе”. Осмотр корабля также произвел на путешественника более чем приятное впечатление: “Поразительная чистота и порядок царство­ вали повсюду, бравая и ловкая команда, по-видимому, отлично дис­ циплинирована и обучена; снасти, приборы судовождения и вообще все предметы, находившиеся на пароходе и внутри кают его, — все было в отличном состоянии. Уже из одного этого можно было ви­ деть, что судно находится в руках истинного моряка, любящего свое дело и относящегося к нему сердечно” [13]. Действительно, после недолгого командования судном Шванен- берга, отягощенного общим “буйством” и безденежьем (Шванен- берг, по невыясненным причинам, в течение нескольких месяцев “придерживал”у себя жалованье команды, вызывая у нее понятную озлобленность), “Мурман” преобразился. В короткий срок морско­ му офицеру Деплоранскому удалось навести на судне тот особый “лоск”, который был присущ кораблям царского военно-морского флота в лучшие его времена. Несколько слов о самом пароходе. “Мурман” имел очень небольшие размеры: длина 82 фута, ши­ рина 16 футов (25 и 4,9 метров соответственно); осадка, в зависимо­ сти от нагрузки, варьировала от 8 до 9 футов. При полной загрузке палуба возвышалась над водой на 2 фута — то есть так низко, что даже командиры “Мурмана” иногда удивлялись его способности бо­ роться с океанской волной. Тем не менее мореходные качества его признавались достаточными для судна подобного назначения. Па­ ровой двигатель позволял судну развивать скорость до 10 узлов (около 18 км/ч) при 135 оборотах винта. Внутри судно было устроено исключительно рационально: при том, что “ни один аршин помещения не пропадал даром” теснота практически не ощущалась. Кормовую часть судна занимала боль­ шая каюта. Вдоль боковых стен ее в специальных углублениях бы­ ли оборудованы два спальных места, отделенные бархатными зана­ весками малинового цвета от остального помещения, где находи­ лись дугообразный диван и соответствующей формы стол. Эта ка­ юта была одновременно столовой и кают-компанией и служила ос­ новным местом пребывания пассажиров во время плавания. От­ дельные каюты предназначались для командира, штурмана, меха­ ника. “Губернаторскую” обычно занимал кольский исправник; в но­ совой части располагались помещения для команды. На пароходе было устроено паровое отопление, кроме того, для обогрева име­ лись камины, в каюты проведены “воздушные звонки” [14]. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz