Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

вании. Он обратил внимание и на то, что слишком много поставля­ ется соленого мяса, и команда, состоящая из поморов, очень нео­ хотно его употребляет, требуя соленую треску... “ТАКОЙ КОМАНДИР — ИСТИННАЯ НАХОДКА !” Вскоре губернатор подыскал нужного офицера. Им оказался под­ поручик корпуса флотских штурманов Деплоранский, откомандиро­ ванный Главным морским штабом в Архангельск. 4 марта 1887 г. подпоручик Деплоранский вступил в командование административ­ ным пароходом. 8 мая того же года министром внутренних дел графом Толстым было утверждено специальное “Положение” об административном пароходе, начинавшееся словами: “Пароход сей имеет белый флаг с двумя скрещенными посередине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии, а на время плавания снабжается всеми установленными законом судовыми документами...” (Флаг действительно был красив — скрещенные синис якоря на белом шелке придавали ему некоторое сходство с “андреевским” флагом; с “весьма эффектным подбором цветов” был выполнен красками и герб губернии). В “Положении” говорилось, что “ближайшее рас­ поряжение рейсами парохода” вверяется кольскому исправнику, ко­ торый во время плавания должен находиться на его борту. Коман­ дир парохода должен был подчиняться “требованиям исправника о следовании парохода в ту или иную местность...” И только в случа­ ях оказания помощи при кораблекрушениях командир мог прини­ мать самостоятельные решения. Особо оговаривалось, что на судне запрещено перевозить частных пассажиров, за исключением “неза­ разных больных” [12]. Путешествовавший по Северу вместе с архангельским губерна­ тором и другими официальными лицами Н. Ермилов опубликовал впоследствии серию весьма любопытных очерков — “По Ледови­ тому океану”. Некоторые из них были напечатаны в “Архангель­ ских губернских ведомостях”. Есть там и впечатления от парохода “Мурман”, на борту которого автору удалось побывать. “По спу­ щенному с парохода “Великий князь Владимир” трапу сошли мы в шлюпку административного парохода, плавно покачивающуюся около самого трапа, и быстро направились к пароходу “Мурман”, Во время этого переезда мне бросилась в глаза ловкость матросов административного парохода (на шлюпке их было трое), с кото­ рою они гребли своими веслами. Одетые в особую, им присвоен­ ную, если так можно выразиться, полицейско-морскую формен­ ную одежду, они своими дружными и строго размеренными движе­ 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz