Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ответствующее прошение князю Голицыну. (Впоследствии форму стали выдавать морякам “в личное пользование”; на матросских фу­ ражках появилась броская надпись золотой краской — “Мурман”.) Но самым неприятным было то, как отозвались о “Мурмане” столичные “Санкт-Петербургские ведомости”: “С прекращением в нынешнюю навигацию, — писала газета, — свободной торговли крепкими напитками во всех становищах, среди промышленников соблюдались относительные порядок и спокойствие, а между тем капитан полицейского парохода прославился по всему берегу пьян­ ством, безобразным поведением и грубым обращением с народом. Однажды капитан, в сильном опьянении, при стечении народа, из­ бил своего штурмана и произвел скандал на все становища, так что по распоряжению местной власти, был заключен в карцер, и таким образом первый обновил это оригинальное на вверенном ему паро­ ходе учреждение. Примеру капитана следовала команда” [11]. Архангельский губернатор Голицын отправил кольскому ис­ правнику Василию Смирнову вырезку из “Санкт-Петербургских ве­ домостей” и потребовал прислать “подробные сведения по сему предмету”. Исправник решительно опроверг все обвинения и осто­ рожно заметил, что хотя шкипер и бывал “несколько раз выпив­ ши”, но с людьми вел себя вежливо. Князь Голицын не мог, конеч­ но, оставаться безучастным к появлению такой публикации на стра­ ницах столичной газеты. Службе Шваненберга пришел конец. Был и еще один нюанс, который, вероятно, принял во внимание губернатор. Шваненберг со своей окладистой бородой сильно сма­ хивал на обыкновенного помора, а подвыпив — становился для по­ моров совсем “своим”. Нужна была более импозантная, яркая фигу­ ра, которая даже внешне, своим видом, могла бы олицетворять со­ бою государственную власть. Губернатор счел нужным, с согласия министра внутренних дел, назначить во главе судна флотского офи­ цера, один мундир которого должен был внушать почтение промы­ шленникам. Относительно “буйств” капитана Шваненберга сейчас, конечно, трудно установить истину. Скорее всего Шваненберг, облеченный полнотой власти, плавая “у краешка” русской земли и чувствуя се­ бя здесь полным хозяином, действительно “расслабился” и стал до­ пускать непозволительные в его положении поступки. Однако при чтении его отчета о плавании “Мурмана” в навигацию 1886 г. перед глазами невольно возникает образ знающего и заботливого моря­ ка. В одном из донесений Шваненберг отметил несколько недоче­ тов, допущенных при постройке судна, которые легко можно было устранить при первом же ремонте. Он считал, что нужен еще один штурман, так как судно летом почти беспрерывно находится в пла­ 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz