Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
ответствующее прошение князю Голицыну. (Впоследствии форму стали выдавать морякам “в личное пользование”; на матросских фу ражках появилась броская надпись золотой краской — “Мурман”.) Но самым неприятным было то, как отозвались о “Мурмане” столичные “Санкт-Петербургские ведомости”: “С прекращением в нынешнюю навигацию, — писала газета, — свободной торговли крепкими напитками во всех становищах, среди промышленников соблюдались относительные порядок и спокойствие, а между тем капитан полицейского парохода прославился по всему берегу пьян ством, безобразным поведением и грубым обращением с народом. Однажды капитан, в сильном опьянении, при стечении народа, из бил своего штурмана и произвел скандал на все становища, так что по распоряжению местной власти, был заключен в карцер, и таким образом первый обновил это оригинальное на вверенном ему паро ходе учреждение. Примеру капитана следовала команда” [11]. Архангельский губернатор Голицын отправил кольскому ис правнику Василию Смирнову вырезку из “Санкт-Петербургских ве домостей” и потребовал прислать “подробные сведения по сему предмету”. Исправник решительно опроверг все обвинения и осто рожно заметил, что хотя шкипер и бывал “несколько раз выпив ши”, но с людьми вел себя вежливо. Князь Голицын не мог, конеч но, оставаться безучастным к появлению такой публикации на стра ницах столичной газеты. Службе Шваненберга пришел конец. Был и еще один нюанс, который, вероятно, принял во внимание губернатор. Шваненберг со своей окладистой бородой сильно сма хивал на обыкновенного помора, а подвыпив — становился для по моров совсем “своим”. Нужна была более импозантная, яркая фигу ра, которая даже внешне, своим видом, могла бы олицетворять со бою государственную власть. Губернатор счел нужным, с согласия министра внутренних дел, назначить во главе судна флотского офи цера, один мундир которого должен был внушать почтение промы шленникам. Относительно “буйств” капитана Шваненберга сейчас, конечно, трудно установить истину. Скорее всего Шваненберг, облеченный полнотой власти, плавая “у краешка” русской земли и чувствуя се бя здесь полным хозяином, действительно “расслабился” и стал до пускать непозволительные в его положении поступки. Однако при чтении его отчета о плавании “Мурмана” в навигацию 1886 г. перед глазами невольно возникает образ знающего и заботливого моря ка. В одном из донесений Шваненберг отметил несколько недоче тов, допущенных при постройке судна, которые легко можно было устранить при первом же ремонте. Он считал, что нужен еще один штурман, так как судно летом почти беспрерывно находится в пла 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz