Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

“Что же касается самого названия парохода, — писал губернатор, — то я признавал бы целесоответствующим название его или “Мур­ ман”, или “Помор”. Последнее название было бы предпочтитель­ нее, потому что в мурманских водах уже плавает один такой паро­ ход, именующийся “Мурман” [9]. Самым удобным местом для при­ ема судна российской командой посчитали тогда губу Еретики, рас­ положенную западнее Кольского залива, незадолго до этого пере­ именованную в “Порт-Владимир”. БУЙНЫЙ ШКИПЕР Еще в декабре 1885 г. известный северный мореплаватель Да­ вид Иванович Шваненберг (в 1863 г. окончил Архангельские шки­ перские учебные курсы — Г. П., Р. Д.) обратился к губернатору К. Пащенко с заявлением, что он готов возглавить команду будуще­ го судна. В своем письме он написал губернатору: “Смею доложить Вашему превосходительству, что за благополучное плавание на шхуне “Утренняя Заря” (плавание, совершенное в 1877 г., изумив­ шее многих своей смелостью — Г. П., Р. Д.) из устья Енисея, через Ледовитый океан, в С.-Петербург я всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени” [10]. Давид Иванович активно вступил в переписку с Н. А. Качало­ вым, даже съездил в столицу для личных с ним переговоров. На­ стойчивость принесла свои плоды, и Шваненберг был утвержден шкипером еще не существующего судна. Вскоре он выехал в при­ морские уезды для подбора команды, к середине января 1886 г. за­ кончил эту работу и прибыл с командой в губернский город. Одно­ временно он заключил контракт с крестьянином Архангельского уезда Иваном Анисимовым на поставку продовольствия — “на го­ дичное время”, которое тот обязывался доставить в Колу с первым же рейсом парохода Мурманского товарищества. Из служебной переписки видно, что шкипер со своими людьми в феврале 1886 г. прибыл в Порт-Владимир, а чуть позднее, 7 апре­ ля, принял командование судном, названным “Мурман”. Штурма­ ном парохода значился Аполлон Ларионов — также выпускник Ар­ хангельских шкиперских учебных курсов; механиком — штабс-ка­ питан Павлов. 23 апреля 1886 г., “по отслужению молебна и окроплению поме­ щений парохода святой водой”, судно отправилось в первый рейс вдоль Мурманского берега. Первая навигация “Мурмана” доставила массу мелких хлопот губернскому начальству. Например, форменную одежду моряки парохода получили не сразу, а лишь после того, как написали со­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz