Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
натора, что с агентом Ньюландского завода заключен контракт на постройку парохода, который к 1 марта 1886 г., то есть к началу промыслов, должен был прибыть на Мурман. К письму был прило жен и штатный состав команды, состоявшей из шкипера, штурма на, механика, машиниста, б кочегаров и 8 матросов. При этом ма шинисту, кочегарам и матросам полагалась “казенная одежда, мор ское и береговое продовольствие”. Сразу встал вопрос о комплектовании экипажа судна. Вице-гу бернатор Н. Голицын известил Н. Качалова, что комплектовать ко манду для означенного парохода “представляется возможным из нижних чинов, уроженцев Архангельской губернии, уволенных в за пас флота, так как люди эти вполне знакомы с порядками морской службы; жалованье же шкиперу могло бы быть назначено в разме ре 1500 рублей в год, а кочегарам и матросам — по 25 рублей в ме сяц, в том числе 10 рублей на пищу” [6]. Губернатор Пащенко осо бое значение придавал форме одежды для шкипера, штурмана и ме ханика. По его мнению, она должна утверждаться Министерством внутренних дел. Свое мнение он подкреплял следующими доводами. “Установление формы одежды для сказанных чинов представ ляется необходимым еще и в том отношении, что они, по самому су ществу своих обязанностей должны будут находиться в ежедневных сношениях с массами рыбопромышленников Мурманского берега, для которых форменная одежда чинов команды, без сомнения, бу дет иметь импонирующее значение. Что касается образцов формы, то я полагал бы установить таковую, применяясь к образцам, при своенным поименованным чинам в русском Обществе пароходства и торговли, а именно: темно-зеленого сукна фуражка с золотым га луном по околышу (для шкипера вдвое шире) и того же цвета пид жак, а пальто с якорями на концах воротника из золотого галуна с плечевыми жгутами из того же галуна (для шкипера — двойные плетеные)” [7]. Для “служащих парохода” была разработана инструкция с до вольно жесткими требованиями к дисциплине. “Для отлучки с паро хода матросы испрашивают разрешения у шкипера, машинисты и кочегары — у механика. За самовольную отлучку с парохода с ви новного вычитается в первый раз жалованье за две недели, во вто рой раз — жалование за месяц; в третий раз — виновный увольня ется со службы... За курение табаку в трюме или во время работ людьми из команды, с них вычитается каждый раз жалованье за од ну неделю... Ложно показавшие себя больные немедленно увольня ются со службы” [8]. Предполагалось, что зимовку этот пароход должен проводить в одной из бухт Мурманского берега, “какая найдена будет удобною”. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz