Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

решить всех сложных проблем по контролю за промышленниками и наведению порядка в становищах. В центральной печати того времени широко дискутировался во­ прос о необходимости иметь на Севере особый “полицейский крей­ сер”, как иногда громко именовался будущий административный пароход. Созданная в 1881 г. вАрхангельске под председательством Н. Баранова “Комиссия для исследования нужд Севера” высказа­ лась за то, чтобы в местах производства морских промыслов нахо­ дилось судно, состоящее в распоряжении гражданской власти. Предполагалось, что данное судно должно было: а) служить для разъездов вдоль Мурманского берега лицам, ко­ торым будет предоставлена судебная и полицейская власть в сем крае; б) служить к перемещению по местным становищам врачей и подвижного лазарета для оказания поселенцам врачебной помощи; в) содержать таможенный надзор у Мурманского берега [3]. С этой целью предполагалось приобрести и передать в распоря­ жение местной полицейской власти паровое судно таких размеров и конструкции, которое могло бы заходить во все бухты и безопасно совершать плавание вдоль берега. В 1882 г. предстояло упразднение “Балтийской таможенной флотилии”, в связи с чем несколько ее судов Департамент таможен­ ных сборов наметил перевести в Белое море. Однако вскоре выяс­ нилось, что предполагаемые к отправке на Север шхуны “Страж” и “Часовой” оказались устаревшими, требовали “частой починки”, поэтому от них пришлось отказаться [4]. И тут к делу вновь подключился Н. А. Качалов, ставший к тому времени директором Департамента таможенных сборов. Возглав­ ляемая им Комиссия, занимавшаяся вопросами освоения и развития северного края, сделала “сношение” с российским генеральным консулом вХристиании — Тетерманом об условиях, на которых мо­ жет быть приобретено или вновь построено “железное паровое суд­ но”, по своей осадке, вместимости, быстроте хода и прочности соот­ ветствующее “требованиям сказанной службы”. Тетерман уведомил, что местный Ныоландский механический завод готов принять на себя постройку в течение трех месяцев вин­ тового судна 85 футов длиною, с осадкою не более 9 футов, с паро­ вою машиною в 40 "номинальных сил”, имеющего семь кают (для шкипера, штурмана, механика, пассажиров и отдельную арестант­ скую), снабженного опреснительным аппаратом и помещением для топлива на 4 суток, за 72 ОООкрон, то есть около 40 ОООруб. [5]. Условия выглядели заманчиво. В июне 1885 г. товарищ минист­ ра внутренних дел генерал-лейтенант Ерусевский уведомил губер­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz