Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

ИНИЦИАТИВА ГУБЕРНАТОРА КАЧАЛОВА Впервые вопрос о необходимости иметь особое “паровое судно” в распоряжении кольской администрации был поднят губернатором Н. Качаловым в 1869 г. Осенью 1869 г. Качалов писал надзиравшему над Архангель­ ским портом капитану I ранга Михаилу Калугину: “Естественное положение Архангельской губернии, омываемой Белым морем и Северным Ледовитым океаном, привлекая жителей к занятиям морским промыслом и судоходством, сгруппировало об­ щественную жизнь большинства населения на берегах названных морей, и по той же причине на этих берегах расположены некото­ рые уездные города губернии. Самым удобным сообщением между этими городами и другими населенными приморскими пунктами должно быть признано водяное, так как сухопутное возможно лишь исключительно зимой, а между тем до настоящего времени не пред­ принималось никаких мер к устройству правильного и скорого про­ езда водою в означенные местности” [1]. Качалов считал необходимым иметь в Архангельском порту “один или два парохода”, которые бы служили для перевозки гу- бериских чиновников с различными поручениями, для наблюдения за порядком в отдаленных селениях и становищах, для пресечения иностранцами рыбного промысла в российских территориальных водах и недопущения ввоза контрабанды. Предполагалось, что суда эти можно будет использовать для производства промеров и уточ­ нения морских навигационных карт. В заключение губернатор просил капитана I ранга Калугина со­ общить ему следующие технические сведения: “...какой силы, осад­ ки и размеров должны быть пароходы, могущие безопасно плавать в море; сколько, какого вооружения и каких размеров необходимо иметь при этих пароходах гребных судов, и как велика численность необходимого экипажа каждого парохода” [2]. Вскоре Калугин уведомил губернатора, что, по его мнению, “это должны быть винтовые суда, сидеть в воде 11 фут глубины, чтобы могли проходить через бар (мелководье в устье Северной Двины — Г. П., Р. Д.) с подъемным винтом”. Но несмотря на все усилия, вопрос этот на протяжение полуто­ ра десятков лет так и “не получал своего разрешения”. В начале 80-х гг. функции служебно-разъездных судов в какой- то степени выполняли военные шхуны “Полярная Звезда” и “Ба­ кан”, которым вменялась охрана морских промыслов в северных водах. Командирам шхун в случае необходимости “дозволялось” принимать на борт кольского исправника. Но эти меры не могли 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz