Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПАРОХОД “МУРМАН” В XIX — начале XX в. в Архангельской гу­ бернии практически отсутствовала сеть до­ рог, пригодных для круглогодичного использования. Архангель­ ские чиновники совершали дальние поездки, как правило, летом, используя почтовые карбасы и другие “оказии”. После учреждения в 1870 г. регулярного морского пароходства на Севере широкое распространение получили служебные поездки чиновников на су­ дах в период летней навигации; зимой устанавливался “санный путь”. Попасть же куда-либо осенью и весной зачастую было вооб­ ще невозможно по причине “распутного времени”. Отдаленный Мурманский берег, как мы уже отмечали в главе “Дикий край”, до конца 80-х гг. XIX в. крайне редко посещали пред­ ставители губернских властей. Поэтому неудивительно, что в при­ брежных селах, и особенно в промысловых становищах, где в лет­ нее время скапливалось до нескольких тысяч промышленников, ос­ тававшихся “без всякого надзора”, общественный порядок заменял­ ся своего рода “поморской вольницей”. Процветало пьянство, “на пьяную голову” совершались многочисленные преступления, чи­ нился самосуд, с размахом велась торговля контрабандными това­ рами. Подавляющее большинство преступлений и разного рода на­ рушений оставались безнаказанными. Между становищами сухопутного сообщения не было. Для морских поездок в распоряжении кольского уездного исправника и нескольких его помощников в начале 70-х гг. имелась единствен­ ная норвежская ела, которая даже при благоприятной погоде, под парусом и на веслах, с трудом могла один раз за лето объехать все многоверстное Мурманское побережье. Поэтому приобретение специального парового судна для административных целей многие не без основания считали универсальным средством, способным решить сразу несколько проблем. В условиях начавшейся колони­ зации Мурмана приобретение такого судна сделалось особенно ак­ туальным. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz