Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
баркас, 2 мореходных и 21 малый карбас) с вооруженными страж никами. Но несмотря на то, что Совет министров признал реализа цию проекта делом безотлагательным, утверждение его было отло жено по причине несогласия между представителями различных ве домств по пункту об обложении промыслов сбором в пользу казны. В последующие годы проблема охраны морских промыслов на Европейском Севере России постоянно муссировалась в прессе. Вы шеупомянутый проект рассматривался на заседаниях комиссии по рыболовству 3-й Государственной Думы, на различных межведом ственных совещаниях. Но осуществить проект на практике царско му правительству так и не удалось. Бюрократическая система Рос сийской империи и в данном случае наглядно продемонстрировала далеко не лучшие свои черты. Особо следует отметить негативную роль Министерства иностранных дел, всячески тормозившего при нятие проекта и опасавшегося, что издание закона о 12-мильной промысловой полосе вдоль побережья Архангельской губернии мо жет “вызвать нежелательные трения, так как затрагивает сущест венные интересы английских подданных”. Правда, в пределах 12-мильной морской таможенной полосы “как русские, так и иностранные суда” подлежали надзору со сторо ны русских властей на основании соответствующего закона от 10 декабря 1909 г. [50]. Но надзор, как мы уже отмечали выше, до начала войны “Бакан” в полной мере обеспечить не мог. С началом же военных действий, появлением мин и немецких подводных лодок Морское министерство озаботилось более важными, чем охрана промыслов, вопросами. Установление 12-мильной границы территориальных вод бы ло осуществлено только в 1921 г. в соответствии с декретом СНК “Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом оке ане и Белом море”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz