Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

В. Држевецкий, участвовавший в работе научно-промысловой экспедиции в 1909 г., впоследствии вспоминал, что экспедиционно­ му судну “Андрей Первозванный” довольно продолжительное вре­ мя приходилось работать борт о борт с английскими траулерами. “Нередко эти траулеры, взяв полный груз рыбы, проходили по но­ су “Андрея П.”, вежливо прощаясь с нами 3 свистками, причем ка­ питан любезно салютовал своей кепи. У всех нас оставался какой- то неприятный осадок на душе и чувствовалась насмешка в этой вежливости”. Известный на Севере предприниматель К. Спаде, приехавший сюда с Балтики и быстро освоившийся на Мурманском берегу, вы­ ступил 8 апреля 1911 г. в газете “Архангельск” с эмоциональной статьей, посвященной деятельности английских траулеров у рус­ ских берегов. Деятельность эта приняла такие размеры, что, как ут­ верждал Спаде, в начале февраля английское правительство “счи­ тало нужным отправить в воды Мурмана минный крейсер” для за­ щиты интересов своих подданных. “В конце декабря я отправился на своем пароходе “Север”, — писал Спаде, — к Семи Островам на рыбный промысел... На Семи­ островском рейде стояло уже 22 английских траловых парохода. Освещение на них — ацетиленового газа, а на некоторых даже эле­ ктрическое. По обоим бортам имеются большие люстры, которые своим освещением превращают ночь в день и благодаря этому мо­ гут производить промысел ночью с такими же удобствами, как днем. Семиостровский рейд во время пребывания там английских тра­ улеров принял ночью волшебный вид, и как-то на время забыва­ лось, что находишься на нашем забытом и пустынном Мурмане. Эта рыболовная флотилия служила доказательством английской энергии и предприимчивости... К концу января число одновремен­ но промышляющих на Мурмане траулеров возросло до сорока. Я убедился, что англичане великолепно знают наши берега и наблюдал, как они смело проходили узкими проливами между ост­ ровами, которые на наших морских картах не совсем точно нанесе­ ны. На Семиостровском рейде они чувствуют себя как дома и никем не стеснены, делают, что им угодно” [48]. В 1910 г. В. Држевецкий выступил одним из инициаторов зако­ нопроекта об упорядочении рыбного промысла в Архангельской губернии. Он настаивал на предложении увеличить ширину терри­ ториальных вод на Севере до 12 миль, в пределах которых иност­ ранцам запрещалось бы заниматься промыслами [49]. Проект так­ же предусматривал организацию специальной охранной флотилии судов малого водоизмещения (4 парусно-моторных бота, 1 паровой 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz