Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Князь Голицын, безусловно, сделал все от него зависящее для решения вопроса об организации охранного крейсерства на Севере. Более десяти лет жизни он провел в Архангельске, будучи вице-гу­ бернатором у шести (!) начальников губернии, а с 1885 г. сам воз­ главил администрацию края. Он объездил все отдаленные уезды, прекрасно знал обстановку и нужды местного населения, умело и достойно отстаивал интересы вверенной ему губернии. В 1891 г. вопрос о будущей регулярной отправке военных судов для несения охранной службы на Север был решен окончательно, о чем губернатор напомнил императору Александру П1 в своем отче­ те: “В последнюю бытность мою в Петербурге управляющий Мор­ ским министерством вице-адмирал Чихачев лично сообщил мне о строящемся уже особом крейсере с специальным для него назначе­ нием: летом — следить за движением льдов в Карском море, а вес­ ною крейсировать в северных территориальных водах для защиты морских рыбных и звериных промыслов от вторжения иностран­ цев, то с осуществлением этого последнего предположения должен сам собою разрешиться и вопрос о средствах фактического ограж­ дения наших промышленных интересов на Севере от самовольных нарушений в настоящее время. Таким образом, ввиду последнего обстоятельства остается толь­ ко желать скорейшего окончания предпринятой Морским минис­ терством постройки сказанного крейсера” [32]. В декабре 1892 г. губернская газета сообщила читателям, что крейсер “Наездник” в октябре отправится на зимовку в Ревель, (Таллинн), с тем чтобы ранней весной следовать на Север. “Лица, хорошо знакомые с производством промыслов как на Мурмане, так и в других местах, — писала газета, — ожидают боль­ ших успехов от посылки туда военного крейсера”. Несмотря на некоторые законы, указанные в “Морском между­ народном праве” и гласящие, что “промышленники обязаны не ме­ шать друг другу и никто не имеет права вытеснять другого из од­ нажды им занятой по закону местности” и т. п., все это совершенно игнорируется непрошенными промышленниками, которые полага­ ют, что море, так же, как и воздух, одинаково необходимы для всех и никто не имеет права доказывать законность нейтральных линий... Во многих местах нашего северного побережья раздаются жа­ лобы на норвежцев, всякими способами отнимающих возможность производить промыслы в то время, как русские промышленники стояли в этом отношении на законной почве” [33]. Крейсер “Наездник” был построен на Балтийском судострои­ тельном заводе в 1878 г. Он совершил три кругосветных плавания в 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz