Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

например, при нередко возникающих здесь делах по аварии судов военные морские офицеры как специалисты приглашаются к раз­ бирательству подобных дел в качестве экспертов и своим участием облегчают правильное их решение, содействуя, кроме того, в по­ добных случаях и консульствам, и страховым обществам; ...из них под председательством командира военной шхуны образуется ко­ миссия для экзаменования кончающих курс наук в местных море­ ходных классах и шкиперских курсах молодых поморов, желающих получить звание шкипера или штурмана. Все это такие вопросы, в разрешении которых, при отсутствии здесь военно-морского представительства, постоянно встречались бы неодолимые затруднения, тогда как для населения Архангель­ ской приморской губернии вопросы эти имеют весьма и весьма су­ щественное значение. Вот почему мы находим вполне уместным вслух порадоваться оставлению в Архангельске хотя и одного воен­ ного судна с его экипажем” [29]. Тем не менее, “Полярная Звезда” в том же 1887 г. была отправ­ лена по распоряжению Морского министерства на Балтику; в даль­ нейшем по тому же пути отправился “Бакан”. С этого времени на всем Европейском Севере у России не было больше ни одного судна под Андреевским флагом. КРЕЙСЕРА МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА Вплоть до 1893 г. специальных судов для охраны территориаль­ ных вод на Севере Морское министерство не посылало. Столичные чиновники полагали, что охранный крейсер в какой-то мере смо­ жет заменить специально приобретенный в Норвегии и отданный в распоряжение гражданской власти пароход “Мурман”. Функцио­ нально он должен был: 1) служить для разъездов вдоль Мурманско­ го берега лицам, которым будет предоставлена судебная и полицей­ ская власть в сем крае; 2) служить к перемещению по местным ста­ новищам врачей и подвижного лазарета для оказания поселенцам врачебной помощи; 3) содержать таможенный надзор у Мурманско­ го берега [30]. Увы, невооруженный пароход изначально не предназначался для охраны промыслов (см. соответствующую главу настоящей книги); проблема так и не была решена. Не случайно во Всеподдан­ нейшем отчете за 1891 г. губернатор Голицын указал на отсутствие охраны территориальных вод как на “особую нужду” вверенного ему края и отметил, что норвежцы “в последнее время особенно усиленно опустошают тюленьи лежки и тем наносят громадный ущерб местным русским промышленникам” [31]. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz