Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
например, при нередко возникающих здесь делах по аварии судов военные морские офицеры как специалисты приглашаются к раз бирательству подобных дел в качестве экспертов и своим участием облегчают правильное их решение, содействуя, кроме того, в по добных случаях и консульствам, и страховым обществам; ...из них под председательством командира военной шхуны образуется ко миссия для экзаменования кончающих курс наук в местных море ходных классах и шкиперских курсах молодых поморов, желающих получить звание шкипера или штурмана. Все это такие вопросы, в разрешении которых, при отсутствии здесь военно-морского представительства, постоянно встречались бы неодолимые затруднения, тогда как для населения Архангель ской приморской губернии вопросы эти имеют весьма и весьма су щественное значение. Вот почему мы находим вполне уместным вслух порадоваться оставлению в Архангельске хотя и одного воен ного судна с его экипажем” [29]. Тем не менее, “Полярная Звезда” в том же 1887 г. была отправ лена по распоряжению Морского министерства на Балтику; в даль нейшем по тому же пути отправился “Бакан”. С этого времени на всем Европейском Севере у России не было больше ни одного судна под Андреевским флагом. КРЕЙСЕРА МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА Вплоть до 1893 г. специальных судов для охраны территориаль ных вод на Севере Морское министерство не посылало. Столичные чиновники полагали, что охранный крейсер в какой-то мере смо жет заменить специально приобретенный в Норвегии и отданный в распоряжение гражданской власти пароход “Мурман”. Функцио нально он должен был: 1) служить для разъездов вдоль Мурманско го берега лицам, которым будет предоставлена судебная и полицей ская власть в сем крае; 2) служить к перемещению по местным ста новищам врачей и подвижного лазарета для оказания поселенцам врачебной помощи; 3) содержать таможенный надзор у Мурманско го берега [30]. Увы, невооруженный пароход изначально не предназначался для охраны промыслов (см. соответствующую главу настоящей книги); проблема так и не была решена. Не случайно во Всеподдан нейшем отчете за 1891 г. губернатор Голицын указал на отсутствие охраны территориальных вод как на “особую нужду” вверенного ему края и отметил, что норвежцы “в последнее время особенно усиленно опустошают тюленьи лежки и тем наносят громадный ущерб местным русским промышленникам” [31]. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz