Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Ответ Морского министерства, вероятно, вызвал у губернатора Голицына чувство досады. Вынужденный считаться с новыми усло­ виями, он обратился к директору-распорядителю Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства с просьбой о вы­ делении одного из судов “за известное вознаграждение” для снабже­ ния беломорских маяков. Чуть позже был заключен и соответству­ ющий контракт. В служебной переписке губернатор с удвоенной энергией при­ нялся отстаивать “представительство” военно-морского флага на Севере, попутно мобилизуя на это и общественное мнение. Не ис­ ключено, что именно с подачи князя Голицына 2 апреля в “Русской газете” появилась заметка, вскоре заботливо перепечатанная “Ар­ хангельскими губернскими ведомостями”, где говорилось: “По слу­ хам, Морское министерство предполагает вывести из Архангельска и последние две военные шхуны “Бакан” и “Полярная Звезда”, за­ нимавшиеся снабжением беломорских маяков. Слух об этом пред­ положении, как нам сообщают, поверг в уныние местных жителей, так как Архангельск окончательно потеряет тогда значение воен­ ного порта и еще более опустеет” [26]. Настойчивые ходатайства Голицына принесли хотя и времен­ ный, но все-таки успех: несколько лет обслуживавшую маяки “По­ лярную Звезду” решено было отправить с началом навигации на Мурман “с целью ограждения наших промышленников от насильст­ венных действий иностранцев, водворения законности и порядка, и вообще для защиты русских интересов” [27]. “Бакан” также оста­ вался на Севере. Видимо, сработал тот аргумент, что, помимо “об­ щегосударственного” своего значения, военные суда и стоящие во главе их флотские и штурманские офицеры могли бы на будущее время, независимо от своих служебных обязанностей, исполнять различные функции, тесно связанные с благосостоянием северного торгового флота и мореплавания” [28]. В октябре того же года, подводя итоги очередной навигации, “Архангельские губернские ведомости” писали: “Мы кстати, не мо­ жем от лица всех северян не порадоваться и тому, что не остались напрасными хлопоты нашего начальника губернии и о сохранении представительства военного флага в беломорских водах... Как бы ни было незначительно это военное судно по своим раз­ мерам, отнять у него способность к морской службе нельзя, доказа­ тельством чего и служит хотя бы нынешняя командировка его на Новую Землю (для доставки туда научной экспедиции Император­ ского географического общества — Г. П., Р. Д.); но постоянная не­ обходимость нахождения подобного судна в Архангельске обуслов­ ливается еще и многими другими местными обстоятельствами, так, 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz