Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
шхун на Севере. Офицер выполнил поручение и перечислил основ ные причины, по которым удаление из Архангельска “Бакана” и “Полярной звезды” было бы нежелательным. Он отметил, что в Архангельском порту нет других судов, кроме этих двух военных шхун, которые могли бы оказывать помощь судам, терпящим бед ствие в Белом море; сами шхуны, помимо обслуживания маяков, по стоянно оказывают содействие ученым и экспедициям в их исследо ваниях; флотские офицеры обеих шхун проводят гидрографические работы и ведут морской промер; они же проводят “освидетельство вание” коммерческих судов на предмет их годности к плаванию, а также производят “выверку” хронометров всех русских судов, от правляющихся в дальнее плавание и т. д. [23]. От себя лично губернатор прибавил, что сохранение военных судов на Белом море предупреждает возникновение экономическо го кризиса, неизбежного при окончательном упразднении Архан гельского порта. Население Соломбалы в значительной степени за висело от военного присутствия: личный состав служащих на воен ных судах и при портовом управлении являлся “как по своей чис ленности, так и по материальным средствам... главнейшим контин гентом, поддерживающим и домовладельцев — через наем у них по мещений для квартирования, и местную торговлю — через приоб ретение продуктов потребления и других предметов, необходимых в жизни” [24]. В ответном письме от б марта 1887 г. начальник Главного Мор ского штаба адмирал П. Тыртов уведомил Н. Голицына, что его “Записка” обсуждалась в Главном морском штабе совместно с Главным гидрографическим управлением и с Главным управлением кораблестроения и снабжений и что совещание это пришло к следу ющему заключению: “Военные шхуны, находящиеся в настоящее время в Архангельске, по своей ветхости и слабости машин, не имея боевого значения, в случае войны никакого сопротивления непри ятелю оказать не могут, а представятся ему весьма легкой и безза щитной добычей”. Указывалось также и то, что для снабжения ма яков шхуны оказались в значительной мере непригодными, и в большинстве случаев маяки снабжались осветительными, ремонт ными материалами и продовольствием для обслуживающего персо нала при помощи наемных коммерческих судов [25]. Для спасения погибающих на море адмирал Тыртов считал более полезным уч реждение спасательных станций в местах, где суда чаще всего тер пели крушения. О “поддержке благосостояния” соломбальских жи телей адмирал высказался кратко и резко: “Бюджет Морского ве домства должен служить исключительно делу удовлетворения по требностей нашего флота”. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz