Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

у Зубовских островов, у полуострова Рыбачий оставались еще нор­ вежские суда. Надо полагать, команды их пережили немало непри­ ятных минут в ожидании вполне заслуженного, по их представлени­ ям, наказания, когда увидели на горизонте “дым из трубы канонер­ ки” [21]. И можно понять их радость и изумление, когда командир “Бакана” объявил им, что не имеет ничего против рыбаков, по­ скольку единственная его задача — воспрепятствовать бою китов в российских территориальных водах. После 1882 г. шхуны больше не привлекались к охране терри­ ториальных вод на Мурмане. Весьма нелестную оценку им дала в 1884 г. газета “Русский курьер”: “Обе шхуны до последней степени стары. Собственно говоря, в случае надобности, не они будут гонять­ сяза врагом, а враг за ними; шхунное начальство превосходно знает это и, потому, как показал опыт, предпочитает бухты и заливы, осо­ бенно норвежские, всевозможным “путешествиям в открытом мо­ ре”. За крайнею старостью обе эти “посудины” удобнее было бы сломать, или каким-либо другим путем сбыть с рук казны, чтобы из­ бежать, по словам корреспондента, — вечного, неудержимого и не­ сообразного ремонтирования всего, принадлежащего казне. Если это так, то было бы полезнее одну из шхун в виде прино­ шения в дар отдать Печенгскому монастырю. Она принесла бы ему большую пользу при перевозку строительных материалов для пост­ ройки монастырских зданий... Мы говорим — одну из двух, потому что другая, как пишут в “Эхо”, в навигацию сего года назначается для промера Белого моря, начиная с Онежского залива” [22]. “СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОГО ФЛАГА” В Морском ведомстве в общем адекватно оценивали возмож­ ности этих судов и потому настаивали на переводе их на Балтику. Но для Архангельска оставление их на Севере было вопросом престижа. После упразднения в 1862 г. старейшего Архангельского адми­ ралтейства строительство военных судов в городе прекратилось. По­ мимо буквального разорения сотен людей, ранее работавших и об­ служивавших казенные верфи, городу был нанесен и ощутимый мо­ ральный урон: Архангельск, построивший для страны свыше пяти сотен преимущественно военных кораблей, вдруг оказался без еди­ ного боеспособного судна! Две ветхие шхуны оставались последними военными судами на всем Европейском Севере России, и архангель­ ская администрация решила их сохранить во что бы то ни стало. В 1887 г. губернатор Н. Голицын поручил лейтенанту флота Студницкому подготовить обоснование необходимости оставления 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz