Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
Алексеевич Тягин. Учитывая сложные ледовые условия плаваний крейсеров (их должно было быть два), он полагал, что “крейсера предпочтительнее иметь деревянные, с двойной у ватерлинии об шивкой, по примеру приходящих на Новую Землю русских и иност ранных судов”. Один из этих крейсеров должен был действовать в восточной части Карского моря и отправляться к берегам Новой Земли одновременно с иностранными траулерами, чтобы не дать им “воровски воспользоваться” ранними промыслами; другой дол жен был крейсировать у Мурманского побережья [15]. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ Впервые регулярное сезонное патрулирование русских терри ториальных вод военным судном было осуществлено на практике в 1881—1882 гг. Поводом для его организации послужила все возрас тающая промысловая активность норвежцев у берегов Мурмана, в том числе и китобойный промысел. Истребление китов, по мнению русских промышленников, могло негативным образом отразиться на прибрежном лове рыбы (кстати, аналогичное мнение существо вало тогда и в самой Норвегии) [16]. Поэтому поморы неоднократ но обращались к официальным лицам с просьбой запретить нор вежцам любые промыслы вблизи русских берегов вообще и кито бойный промысел в особенности. Крейсерство осуществляли военные шхуны “Полярная звезда” (1881 г), и “Бакан” (1882 г.) [17]. К сожалению, командирам их не было дано каких-либо существенных полномочий для пресечения норвежских промыслов в русских территориальных водах. Поэтому плавания “Полярной Звезды” и “Бакана” явились по сути своей лишь демонстрацией военной мощи и показали полную несостоя тельность морского ведомства защитить территориальные воды от норвежских браконьеров. Уже первое плавание “крейсера” в 1881 г. вызвало справедли вое недовольство его результатами в С.-Петербурге. Управляющий Министерством иностранных дел, в частности, пришел к заключе нию, что “крейсерство в настоящем виде, т. е. не сопровождаемое никакими другими проявлениями заботливости правительства об экономическом развитии Мурманского края, при отсутствии в по следнем твердой правительственной власти, может только порож дать одни недоразумения в наших отношениях с Норвегией” [18]. В современной литературе появилось мнение, что охранное крейсерство на Европейском Севере России возникло исключи тельно благодаря усилиям “воинственного” архангельского губер натора Николая Михайловича Баранова. Вызвано оно, видимо, тем, 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz