Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Общество подания помощи при кораблекрушениях предоставило Троицко- Анзерской станции самовыпрямляющийся двухмачтовый 10-весельный вельбот системы Форреста, сделанный из красного дерева и дуба, обладавший тяжелым чугунным фальшкилем и оклеенными парусиной деревянными “воздухоносными ящиками”, заполненными пробкой. Спасатели-богомольцы эксплуатировали и содержали вельбот исключительно аккуратно. Зимой он стоял в сарае на высоком фундаменте, укрьггый парусиновым чехлом; перед началом навигации его красили “материалами от монастыря” и отправляли в “практические плавания”. По прошествии 22 лет службы этого небольшого судна Главное Правление Общества решило безвозмездно передать его в собственность монастыря как ветхое и “неблагонадежное” для дальнейшего использования в качестве спасательного средства. Примечательно, что примерно в то же самое время (середина августа 1896 года), когда в Главном Правлении Общества в С.-Петербурге принималось решение об официальном списании вельбота, на Анзере его лично осматривал секретарь Архангельского Правления Общества. Недавно выкрашенный вельбот покачивался на воде у берега и, по словам атамана станции послушника Соловецкого монастыря Осии Кузнецова, течи не имел; вся “принадлежность” его содержалась в порядке и не требовала ремонта30. Косвенные данные указывают на то, что вельбот Форреста, уже будучи списанным, продолжал еще какое-то время использоваться по своему прямому назначению, пока его не заменили новым вельботом Боярского. Станция Ваповская в Мезенском заливе открылась в 1875 г. Она была “снабжена от потомственного почетного гражданина Н.И. Русанова карбасом местной постройки”. Должности атамана и гребцов исполняли лоцманы, занимающиеся проводкой судов в реке Мезень. Общество подания помощи при кораблекрушениях снабдило их спасательными принадлежностями и пушкой 3-фунтового калибра с зарядами для подачи сигналов судам, идущим в устье реки Мезени во время туманов31. Просуществовала она сравнительно недолго. В 1877 г. Окружное Правление Общества открыло сразу три зимних спасательных станции на Северной Двине с целью оказания помощи людям и судам при замерзании и вскрытии реки ото льда: в Соломбальской гавани, близ таможенной конторы; на острове Кегостров, напротив Архангельска и при Коскогорской почтовой станции. При станциях находились небольшие промысло­ вые лодки. 30 ГААО. Ф. 626. On. 1. Д. 16. Л. 24 - 24 об., 31 - 36 об., 40 - 40 об. 31 Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1880 г. Архангельск, 1881. С. 4 . 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz