Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
спасения на море, так и вспомогательными пособиями для безопасности плавания беломорским судам, выставлены были все принадлежности станции и мореходные инструменты, до циркуля включительно, присланные в Архангельск Главным Правлением для продажи поморам. Любопытству последних тут была богатая пища... Пользуясь стоявшею в то время посреди реки Двины баркою, окружное Правление в заключение опытов над лодкою пожелало дать понятие публике и о спасательной ракете, которая была пущена с линем на барку, но за дальностью расстояния линь немного не долетел до цели” 20. Читая эти строки, невозможно избавиться от ощущения того, что в описании “Архангельскими губернскими ведомостями” этого всеобщего праздника и ликования есть нечто унизительное: старейший морской порт России к середине 1870-х гт. был уже не в состоянии принимать крупнотоннажные суда, судоходные фарватеры его безнадежно обмелели; Соломбальское ад миралтейство, с верфей которого сошли сотни военных судов, составивших основу Военно-морского флота страны, уже более десяти лет пребывало в плачевном состоянии - после его официального упразднения все было разрушено и разворовано... Разве могли флаги над развалинами и театрализованное представление заморской лодки на колесиках вызвать чувства, подобные тем, что раньше испытывали горожане при спуске на воду могучих линейных кораблей, построенных здесь же местными мастерами-судостроителями? Чудо-лодку решено было отправить на зимовку в Соловецкую гавань. Бот-крейсер “Великий князь Константин” 16 августа 1875 г. в Архангельске, “на городской стороне, вблиз набережной”, произошла закладка первого на Севере спасательного судна местной постройки, получившего название “Великий князь Константин ”. Строительство его доверили самому именитому крестьянскому мастеру того времени из Поморья Якову Антонову, больше известному как Яков Горностаев21. В дополнение к чертежам, присланным из С.-Петербурга, в Архангельск из Сумы привели бот, подаренный сумскому обществу в 1870 г. великим князем АлексеемАлександровичем. Он должен был стать для строителей “Великого князя Константина” своего рода образцом, наглядным пособием. 20АГВ. 1874. 28 сентября. 21Крестьянин Кемского уезда Я. Антонов свое первое судно (лодью) построил в 1827 г. С 1851 г. он стал строить шхуны - суда более современные, “с правильной конструкцией и оснасткой”, вместимостью от 100 до 420 т. “Не зная совершенно грамоты,- писал о нем С. Огородников, - он... отлично разбирает все указания теоретических чертежей”. Построив к тому времени 60 судов (половина из которых - шхуны), он передал свои знания и опыт сыновьям, которые также стали известными на Севере судостроителями. В источниках встречается два варианта написания прозвища Я. Антонова: Горностаев и Горносталев. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz