Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

не более 1 0 - 1 5 сажен от судна, встречен был спасательным вельботом, и при помощи поданного с него бросательного конца 9 человек благополучно перешли на вельбот. Судовая шлюпка, имея пролом в борту, быстро наполнилась водой и затонула. Когда спасательный вельбот, возвращаясь к берегу, приближался к ближним береговым кошкам Мудьюгского острова, силою набежавшего буруна вельбот весь накрыло волной и в этот момент снесло с него трех человек: капитана и двух матросов с погибшего судна, которые и утонули. Набежавшей тут же второй волной опрокинуло вельбот вверх дном, и бывшие на нем люди успели ухватиться за вельботные петли и выбрались на киль. Подошедшей следующей волной вельбот поставило на киль, но тут же другой волной вельбот снова опрокинуло вверх дном, причем всю команду снесло с вельбота и смогли удержаться за рулевые петли и бортовые леера только атаман станции и при его помощи штурман финского судна, из коих первый, взобравшись на киль, удержал штурмана за попавшийся под руку ремень от футляра с биноклем; но тут вельбот снова поставило на киль. С огромным трудом на вельбот были вьггащены все гребцы, а также четыре человека иностранцев и один лоцман, выводивший судно из Архангельска, В это время навстречу спасательному вельботу с берега Мудьюгского острова смотрителем маяка был послан карбас с маячными людьми, который, встретив вельбот около 150 саженей от берега, принял с него [часть] людей и доставил их на берег. В четыре часа пополудни к берегу подошел и спасательный вельбот. Архангельское окружное Правление в своем заседании 26 октября постановило: о таковом отважном выезде спасательного вельбота, где смерть трижды угрожала спасателям, но они, несмотря на это, свято исполнили свой долг, - ходатайствуем перед Главным Правлением о награждении атамана станции Василия Скребцова золотой медалью (золотой знак на кокарде, на Георгиевской ленте), а гребцов - серебряными медалями на Владимирской ленте”18. ...Мудьюгская станция благодаря своему удачному расположению в начале XX в. оказалась одним из наиболее эффективных спасательных учреждений на Русском Севере. Но накануне Первой мировой войны станцию решено было закрыть. В устьях Северной Двины и у места стоянки Северо-Двинского плавмаяка стал совершать плавания спасательный моторный бот “Буй ” 19. '•ГААО. Ф. 626. Оп. 1.Д. 8. Л. 12-14. 19ГААО. Ф. 626. On. 1. Д. 31. Л. 4. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz