Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

не понравилась: она оказалась ломкой и легко пропускающей воду. На будущее было решено выписать для всех гребцов станции пальто, брюки и зюйдвестки из Норвегии. Со временем помимо 12-весельного датского спасательного плота на Мудьюге появились 6-весельный спасательный вельбот и 6-весельный карбас местной постройки14. Для помещения судов и имущества станции был устроен “сарай со спусковым фундаментом”. В течение первых 7 лет действия станции было зафиксировано 14 случаев оказания помощи с Мудьюгской станции15; за 1873 - 1883 гг. удалось “спасти от потопления” до 70 чел.16 Один из наиболее “замечательных” случаев произошел в сентябре 1875 г., когда сильная буря выбросила на берег 7 коммерческих судов, вышедших с грузом из Архангельска и стоявших на якорях в ожидании попутного ветра. При этом был спасен 21 чел., а “за подвиги самоотвержения” награждены поручик пограничной стражи Теляковский - орденом Св. Владимира 4-й степени; атаман и 3 гребца - золотыми, еще 9 гребцов - серебряными медалями с надписью “За спасение погибающих”17. Сохранились подробные отчеты о деятельности мудыогских спасателей, которые дают довольно яркое представление о проводимых ими операциях. Вот один из отчетов, приводимый нами в качестве примера без сокращений: “23 сентября 1888 года в 12 часов дня сильным юго-западным ветром, при большом волнении, сорвало с якорей стоявший за баром реки Северной Двины финский корабль “Орион” с грузом досок. Корабль понесло на отмель Мудьюгского острова, на которой в расстоянии полутора верст от берега он остановился. Заметив бедствующее судно, со спасательной станции немедленно отправился вельбот с полным комплектом гребцов к месту крушения судна. Усилившимся ветром и громадными бурунами на кошках вельбот три раза заливало водою и выбрасывало на берег. В это время на корабле был срублен весь рангоут... С четвертым выездом спасательный вельбот с большим трудом достиг места крушения финского судна. Но пока вельбот шел к бедствующему судну, с него была спущена шлюпка с одним человеком, которая тут же была залита водою и среди бурунов затонула, и находившийся в ней человек погиб. Остальной экипаж спустил вторую шлюпку и направился к берегу, но, отойдя 14 В начале XX в. при станции на острове Мудьюг находился 6-весельный вельбот Уайта и 4- весельная лодка. Число спасателей, не считая атамана станции, сократилось до 6 человек. 15Отчет Архангельского окружного правления Общества подания помощи при кораблекрушениях за 1880 г. Архангельск, 1881. С. 2. 16АГВ. 1884. 29 февраля 17Отчет Архангельского окружного Правления... за 1880 год. С. 2. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz